ОБЩЕСТВО
Г. ЗИММЕЛЬ
Социальная дифференциация. М., 1909. С. 14-21.
[О смысле понятия «общество»]
Понятие общества имеет смысл очевидно только в том случае, если оно так или иначе противопоставляется простой сумме отдельных людей… Если общество есть такое соединение отдельных людей, которое представляет собой только результат нашего способа рассмотрения, а настоящими реальностями являются эти отдельные люди, то они и их отношения образуют настоящий объект науки…
С точки зрения истинно последовательного индивидуализма реальными существами оказываются только одни точечные атомы, а все сложное как таковое, оказывается реальностью низшей степени… По отношению к реальным взаимодействиям частей оно (общество) является только вторичным, только результатом.
К. МАРКС
Письмо П.В. Анненкову 28 декабря 1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.27. С.402-403.
[Общество – это отношение людей друг с другом]
Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет. Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей. И вы получите определенную форму обмена и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, - словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества…
Излишне добавлять к этому, что люди не свободны в выборе своих производительных сил, которые образуют основу всей их истории, потому что всякая производительная сила есть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности. Таким образом, производительные силы – это результат практической энергии людей, но сама эта энергия определена теми условиями, в которых люди находятся, производительными силами, уже приобретенными раньше, общественной формой, существовавшей до них, которую создали не эти люди, а предыдущее поколение… Благодаря этому факту образуется связь в человеческой истории, образуется история человечества, чем больше выросли производительные силы людей, а следовательно, и их общественные отношения. Отсюда необходимый вывод: общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития, сознают ли они это, или нет. Их материальные отношения образуют основу всех их отношений. Эти материальные отношения суть лишь необходимые формы, в которых осуществляется их материальная и индивидуальная деятельность.