П. СОРОКИН
КРИЗИС НАШЕГО ВРЕМЕНИ[1]
Диагноз кризиса
Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления – все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации.
Возьмем, например, культуру запада средних веков. Ее главным принципом или главной истиной (ценностью) был Бог. Все важные разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность, как он формулируется в христианском Credo[2].
Во всех своих взаимосвязанных компонентах средневековая культура выражала:
«Верую во единого Бога, Отца вседержителя, творца небу и земли, видимым же всем и невидимым; и во единого Господа Иисуса Христа, сына Божия единороднаго, иже от Отца рожденного прежде всех век… и т.д. вплоть до… Исповедую едино крещение во оставление грехов, чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». (Перевод «Символа веры» дан в церковнославянской версии.)
[1] Питирим Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.429-435. Книга «Кризис нашего времени» опубликована в 1941 г. Настоящий фрагмент адаптирован составителями.
[2] «Верую» (лат.), так называемый «символ веры». Начинающаяся с этого слова молитва представляет собой краткий свод догматов христианского вероучения. (Прим. П. Сорокина).