ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
(курсивом в статьях выделены понятия и термины, объяснения которым даны в словаре)
1. Социальные группы и их типология.
2. Социальные организации.
3. Массовые общности.
Основные понятия и термины:
социальная общность, социальная группа, социальная категория, первичная группа, вторичная группа, малая группа, аутгруппа, ингруппа, группа равных, агрегат, организация, бюрократия, человек организации, организационная культура, управление, толпа, этнос, нация, пассионарность
Социальная
общность – относительно устойчивая
совокупность людей, отличающихся более или менее одинаковыми чертами (во всех
или некоторых аспектах) условий и образа жизни, массового сознания, в той или
иной мере общностью социальных норм, ценностных установок и интересов. Общности
разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы
человеческого общежития.
Социальная
группа – совокупность индивидов,
взаимодействующих на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в
отношении других (см.: социальная
категория; агрегат; квазигруппа).
Социальная
категория – социальная общность, объединяющая индивидов с одной или несколькими
схожими социальными характеристиками.
Малая группа
– группа, в которой общественные
отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Группа состоит
из небольшого числа индивидов (минимальная численность – 2 человека,
максимальная – 30-35 человек; по данным социально-психологических исследований,
наиболее эффективной является малая группа из 7-8 человек.) и по многим социально-психологическим
характеристикам значительно отличается от больших социальных групп. Родовым
признаком малой группы является принадлежность к социальным группам, а видовым
отличием – именно непосредственный устойчивый личный контакт (общение,
взаимодействие). Примерами малой группы являются семья, производственная
бригада, школьный класс, спортивная команда, компания приятелей. Основная
социальная функция малой группы – быть связующим звеном в системе «личность –
общество».
Первичная
группа – понятие, введенное в науку в
начале XX века американским социологом Ч. Кули; вид малой
группы; отличается высокой степенью солидарности, глубоко развитым чувством
«мы» (психоэмоциональным единством). Характерные черты: малочисленный состав,
пространственная близость членов, длительность существования, единство цели,
добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов
(см.: вторичная группа). Ч. Кули ввел
это понятие для определения групп, которые “характеризуются интимным, лицом к
лицу, контактом и сотрудничеством, и первичны в том смысле, что в них индивид
получает первый опыт социального единства”.
Вторичная
группа – совокупность людей, которые
опосредствованно связаны общей деятельностью по достижению общей цели и не
являются близко (лично) знакомыми друг с другом. Например, для студента его
учебная группа является первичной, а коллектив института в целом – вторичной
группой (см.: первичная группа).
Аутгруппа – группа людей, по отношению к которой (в отличие от ингруппы) индивид не ощущает чувства
идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как “не
мы’, или как “чужие” (см. также: этноцентризм;
референтная группа).
Ингруппа – социальная
группа или социальная категория,
по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и
принадлежности. Индивид видит членов этой группы как “мы” (см.: аутгруппа).
Группа равных – любой коллектив, члены которого имеют
определенные общие характеристики; в более узком смысле – подростковые группы,
члены которых тесно связаны на основе ценностей молодежной субкультуры, в частности, им свойственно наличие определенной
системы вознаграждений, поддерживающих склонность к правонарушениям.
Подростковые группы равных имеют тенденцию отличаться: (1) высокой степенью
солидарности; (2) иерархической организацией; (3) определенным кодексом чести,
который либо отвергает опыт и ценности взрослых, либо противостоит им.
Агрегат – скопление людей в общественном месте, не представляющее
собой единую сплоченную группу, при котором каждый индивид занят своими частными делами.
Организация социальная (лат. organisatio – формирую) – 1.
Объединение людей совместно реализующих интересы на основе определенных норм,
правил, организационной культуры. 2.
Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия индивидов в
соответствии со структурой какого-либо социального объединения. 3. Совокупность социальных процессов
или действий, ведущих к образованию взаимосвязей между структурными элементами
социального объединения; сведение разрозненных социальных компонентов в более
или менее устойчивую социальную систему.
Бюрократия – тип организации, которой присущи четкая иерархия
власти, предписания и инструкции, определяющие поведение; штат чиновников,
работающих полный рабочий день за плату.
Человек
организации – высокопоставленный
служащий крупной корпорации, жизнь которого неразрывно связана с ее
деятельностью. Последняя требует от него полного подчинения и рассчитывает на
его готовность к переезду из города в город и даже на другой континент в связи
с перемещением с одной должности на другую. Чем больше успехов достигает
служащий (“спиралист”), тем чаще он перемещается, совершая спиралевидное
восхождение в корпорации, тем больше он адаптирован к организации.
Организационная
культура – образцы поведения,
ценности, убеждения и допущения, вырабатываемые в течение весьма длительного
времени в рамках того или иного социального объединения. В социологии
организаций чаще всего исследуются процессы проектирования и формирования
организационной культуры и соответственно человека
организации в сфере крупного и среднего бизнеса. Поэтому понятие “организационная
культура” используется в настоящее время как взаимозаменяемое с понятием
“корпоративная культура” (см., в частности, корпоратизм).
Организационные культуры возникают в результате решения социальными группами
двух проблем: проблем внутренней интеграции и проблем адаптации к внешней
среде. Организационные культуры обладают, по меньшей мере, четырьмя основными
свойствами: (1) они пластичны, поддаются манипуляции и могут проектироваться и
формироваться руководством в сфере бизнеса; (2) они являются определенной
объединяющей силой; (3) благодаря обеспечению мотивации служащих эти культуры
связаны с организационной эффективностью и успехом данного бизнеса; (4)
организационные культуры испытывают на себе влияние культурных образцов
общества в целом. Новым членам организации приходится социализироваться в
рамках существующей культуры. Вместе с тем, очевидно, что организации могут не
иметь единой организационной культуры, когда в их пределах обнаруживаются
разнящиеся субкультуры различных групп, сопротивляющихся манипулированию со
стороны высшего менеджмента, что может способствовать организационному разладу.
Управление – функция специфического органа организации, которая
обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов
организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и
организации в целом от поставленных целей.
Толпа – временное относительно большое (чаще спонтанное и
неуправляемое) скопление людей, объединенных в замкнутом физическом
пространстве (улица, стадион и т.п.) общностью интересов или эмоционально-психологического
настроения и находящихся в непосредственном контакте друг с другом.
Этнос – общность (по Л.Н. Гумилеву - природная, неразрывно
связанная с окружающим ее ландшафтом; по Ю.В. Бромлею -
социально-историческая), члены которой имеют специфическое самосознание общей
культурной идентичности, отделяющей их от членов других групп. Практически во
всех обществах этнические отличия связаны с различиями в материальном
благополучии и власти, и это проявляется особенно ярко, если этнические
особенности являются также и расовыми. Внешней формой выражения этноса является
этноним – его самоназвание (русские, мадьяры, суоми, хань, чукча и др.).
Нация – тип этноса, характерный для развитого классового
общества, и исторически связанный со становлением капитализма, ликвидацией
феодальной раздробленности, усилением хозяйственных связей, распространением
грамотности и литературы на родном языке, укреплением национального самосознания. По П. Сорокину, нация – это группа людей,
которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий язык и общую
совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих
людей и их предшественников; 3) занимают общую территорию, на которой живут они
и жили их предки. Только единство всех этих признаков образует нацию. “Нация –
это народ, обретший государственность” (И.А. Ильин). Тогда, по Ильину, русская
нация в указанном смысле возникла в IX веке.
Но здесь следует, видимо, именно в данном контексте различать понятия
государственность (как качественной характеристики политического союза,
находящегося на пути к образованию государства) и собственно государство (Московская Русь при Иване III Васильевиче в XV веке, когда было свергнуто татаро-монгольское иго,
присоединены Ярославль, Новгород, Тверь, Вятка, Пермь, составлен Судебник 1497,
сложился госаппарат, оформился титул – Великий князь “всея Руси”).
Пассионарность
(от лат. passio – страсть) – одно из основных понятий в теории
этногенеза Л.Н. Гумилева, обозначающее особое свойство характера людей,
провоцируемое вариациями биохимической энергии живого вещества биосферы, и
проявляющееся как непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще,
неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели
(часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее
даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья своих соплеменников.