ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

(курсивом в статьях выделены понятия и термины, объяснения которым даны в словаре)

 

Занятие  4.

 

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

1. Предмет и методы социологии.

2. Уровни и структура социологического знания.

3. Эмпирическое социологическое исследование.

 

Основные понятия и термины:

 

социология, объект и предмет, макросоциология, микросоциология,

социальный закон, метатеория, эмпирическое исследование, гипотеза, корреляция,

выборка, генеральная совокупность, репрезентативность, наблюдение,

включенное наблюдение, респондент, контент-анализ, интервью, анкетирование

 

 

Социология – наука, изучающая функционирование и развитие общества как социальной системы в целом через ее составные элементы: личности, социальные группы, институты, их отношение и взаимодействие.

Объект и предмет социологического исследования – объект социологического исследования - определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя; предмет – объективные свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. существующие в рамках данного объекта), раскрывающие структуру, связи, зависимости, взаимодействия, механизмы, движущие силы, закономерности и законы ее функционирования и развития (говоря языком диалектики – раскрывающие ее основное движущее противоречие), и выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. Следует различать предмет исследования и предмет изучения. Предметом изучения в данном случае являются объективированные (материализованные) следы-индикаторы (вещи, тексты, знаки, фиксированные высказывания и действия социальных субъектов и т.п.), которые должны надежно, доказательно и обоснованно референтировать (сообщать, представлять) предмет исследования, что ставит перед социологом непростую специальную задачу по такому обоснованию. Возникает своеобразная логико-методологическая нисходящая триада: объект исследования – предмет исследования – предмет изучения. Например: студенческая группа – успеваемость – оценки, полученные студентами по учебным дисциплинам за определенный период (см. также: метатеория).

Макросоциология – изучение групп, организаций или социальных систем крупного масштаба.

Микросоциология – изучение человеческого поведения в контексте взаимодействия “лицом к лицу”.

Социальный закон – объективные, необходимые, относительно устойчивые и систематически воспроизводимые сущностные связи (отношения) между социальными субъектами и референтирующими (представляющими) их социальными объектами (в том числе и какими-либо социальными отношениями, формами общественного сознания и т.д.).

Метатеория – теория, изучающая язык, структуру и свойства некоторой другой (объектной) теории. В метатеории можно выделить две части:  с и н т а к с и с,  изучающий структурные и дедуктивные свойства теории;  с е м а н т и к у,  рассматривающую вопросы, связанные с интерпретацией изучаемой теории.     

Эмпирическое исследование - фактологическое исследование, проводимое в любой отрасли социологии.

Гипотеза – идея или предположение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого социального явления или группы явлений и требующее эмпирической проверки. Гипотеза, превратившаяся в теорию или ее элемент, перестает быть проблематичным знанием.

Корреляция – устойчивое отношение между двумя измеряемыми величинами или переменными, выражаемое в статистической форме. Корреляции могут быть как положительными, так и отрицательными. В эмпирических социологических исследованиях используется так называемый корреляционный анализ.

 

Выборка (выборочная совокупность) – представительная (репрезентативная) часть генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом и воспроизводящая закон распределения признака в этой совокупности.

Генеральная совокупность – совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования (см.: выборка).

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности (выборки) воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.

Наблюдение социологическое – метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленном, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке (см.: включенное наблюдение).

Включенное наблюдение – социологический метод, предполагающий, что социолог сам принимает участие в деятельности групп, которые он изучает. В отечественной социологии этот метод (анонимное включенное наблюдение) впервые был применен в 60-х гг. XX в. В.Д. Ольшанским на одном из машиностроительных заводов, где он изучал социально-психологические отношения в бригаде станочников, проработав несколько месяцев слесарем.

Респондент – участник социологического опроса, отвечающий на вопросы анкеты, т.е. выступающий в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.

Контент-анализ – исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах действительности (в частности, источника текста сообщения).

Интервью (в социологии) – особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора первичной социологической информации.

Анкетирование (письменный опрос) – разновидность метода опроса, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредствуется анкетой.