ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
И ТЕРМИНОВ
(курсивом в статьях выделены понятия и термины, объяснения которым даны в словаре)
Занятие 2.
СТАНОВЛЕНИЕ
КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
(1
часть)
1.
Возникновение социологического знания (О.
Конт)
2.
Социология Э. Дюркгейма
Основные
понятия и термины:
социология,
позитивизм, солидарность
механическая и органическая,
аномия,
общественное разделение
труда, факт
социальный,
морфологический
социальный факт,
духовный социальный
факт,
социологизм,
социологический номинализм, вульгарный
социологизм
Социология – наука, изучающая функционирование и развитие общества как социальной системы в целом через ее составные элементы: личности, социальные группы, институты, их отношение и взаимодействие.
Позитивизм в социологии – ведущее мировоззренческое направление в социологии XIX века, программные установки которого были сформулированы К. Сен-Симоном, а основные концепции разработаны в трудах О. Конта, Д. Милля, Г. Спенсера. Главное устремление позитивизма – отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание “положительной” (позитивной) социальной теории, которая должна стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественнонаучные теории. Позитивизм постулировал наличие неизменных законов функционирования и развития общества, которые рассматривались как часть или как продолжение природных законов и наряду с последними трактовались феноменалистически (а именно лишь как являющиеся нашему восприятию, как воспринимаемые и только), так как исключалась сама возможность познания причин и сущности социальных явлений. Позитивизм в социологии второй половины XIX века развивался в формах органицизма (изучения общества по аналогии с организмом), механицизма (изучения общества по аналогии с механизмом), социального дарвинизма (изучение социальных процессов, исходя из принципов теории естественного отбора и борьбы за существование среди животных Ч. Дарвина) и др. В XX в. позитивистская традиция не угасла и была продолжена в существенно преобразованном виде в рамках неопозитивизма.
Аномия – понятие, введенное в социологию Э. Дюркгеймом, и обозначающее ситуацию, при которой социальные нормы больше не определяют поведение индивидов и социальных групп, что приводит к отрицанию наиболее значимых ценностей доминирующей культуры и социальным отклонениям (девиациям).
Общественное разделение труда – дифференциация и существование в обществе различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определенными группами людей (профессиональное разделение труда, разделение занятий, специализация), выделение в связи с этим различных общественных сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование).
Факт социальный – (1) Единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общественной жизни или характерных для определенных социальных процессов. В онтологическом смысле социальные факты – это события, имевшие место вне зависимости от того, были ли они наблюдаемы субъектами, не являвшимися участниками данных событий. В научном смысле социальные факты – события, обоснованно описанные в четких понятиях с указанием существенных характеристик социальной ситуации, в которой они имели место. (2) В социологии Э. Дюркгейма: “социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение, и распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое существование, независимое от его индивидуальных проявлений” (см.: морфологический социальный факт, духовный (нематериальный) социальный факт).
Солидарность – единство убеждений и действий, взаимопомощь членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих целей; совместная ответственность.
Солидарность механическая и органическая – типология (дихотомия), введенная Дюркгеймом для характеристики основных исторических типов общества. Механическая солидарность господствует в неразвитых архаичных обществах; она подобна той связи, которая существует между молекулами неорганического вещества, не имеющими собственного лица и связанными чисто механически. Это “коллективный тип” солидарности, определяемый сходством составляющих его индивидов, одинаковостью исполняемых ими общественных функций, неразвитостью личностных черт, поглощенностью личности коллективом. Органическая солидарность возникает с развитием разделения труда как главного фактора, растворяющего единое коллективное сознание. Формируется общество (напоминающее живой организм), в котором каждый индивид выполняет специальную функцию в соответствии с общественным разделением труда. Разделение труда обусловливает развитие личностных способностей и талантов индивидов. Чувство органической связи с обществом возникает из сознания взаимной зависимости профессиональных функций индивидов, становящихся в процессе труда полноценными личностями.
Морфологический социальный факт (в социологии Э. Дюркгейма) – факт социальный (см.), в совокупности с другими аналогичными фактами составляющий “материальный субстрат” общества: половозрастная структура населения, его физическая плотность, “моральная плотность населения” (частота контактов или интенсивность общения между индивидами), наличие путей сообщения, преобладание того или иного типа поселений (городских или сельских) и т.д. (см.: духовный социальный факт).
Духовный (нематериальный) социальный факт (в социологии Э. Дюркгейма) – это “коллективные представления” (религиозные, моральные, правовые, эстетические и др.), которые в совокупности составляют коллективное или общее сознание, влияющее на сознание и поведение отдельных индивидов или социальных групп (см.: факт социальный, морфологический социальный факт).
Социологизм (социологический реализм) – методологическая и теоретическая позиция в социологии, сформировавшаяся как реакция на психологические и натуралистические концепции в социологии и получившая наиболее полное выражение во взглядах Э. Дюркгейма и его школы. В методологическом плане социологизм защищает принцип объективного научного подхода к социальным явлениям и принцип социологического объяснения социальных фактов, т.е. объяснения “социального социальным”, исключая все другие факторы (географические, физиологические, психологические и т.д.). В теоретическом плане социологизм в противоположность индивидуалистическим концепциям (в частности, социологическому номинализму М. Вебера, который считал, что любое социальное образование нужно рассматривать как систему специфических действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного на других людей действия, имеющего смысл) утверждает принцип специфичности и автономности социальной реальности, более того, ее примата и превосходства над индивидами. Общество предшествует индивиду и создает его. Основная идея Э. Дюркгейма заключается в том, что общество существует как некая целостная система, несводимая к сумме индивидов: нельзя выводить коллективные представления из индивидуальных, как нельзя выводить общество из индивидов, целое – из части, сложное – из простого. Общество есть специфическая реальность (sui generis), оно имеет собственные свойства. В то же время абсолютизация такого подхода, в свою очередь, приводит к так называемому вульгарному социологизму.
Социологический номинализм – теоретическая и методологическая ориентация, сущность которой заключается в том, что источником, единственным субъектом общества объявляются индивид и его социальное действие, в связи с чем за понятиями, выражающими любое социальное целое (общество, организация, группа и т.д.), отрицается реальное содержание. Классическое выражение социологический номинализм получил у М. Вебера, который, в противоположность социологическому реализму Э. Дюркгейма, считал, что любое социальное образование нужно рассматривать как систему специфических действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного на других людей действия, имеющего смысл. Такими понятиями, как “общество”, “феодализм” и т.д., социология обозначает определенные виды совместного действия, и, следовательно, ее задача состоит в том, чтобы свести их к осмысленным действиям, что означает целиком свести их к действиям отдельных индивидов.
Вульгарный социологизм – в широком смысле – ошибочное истолкование явлений духовной жизни общества, возникающее вследствие рассмотрения социальных функций этих явлений в качестве единственно значимых, определяющих все остальные; такой подход возникает либо в связи с переоценкой социологией своих возможностей (“пансоциологизм”), либо в связи с недостаточно четким размежеванием между социологией и иными сферами теоретического знания об обществе (см.: социологизм); в узком смысле – одностороннее истолкование теории К. Маркса об общественном сознании, когда общественное сознание (моральное, политическое, правовое, религиозное, эстетическое и т.д.) рассматривается исключительно в аспекте его классово-идеологической функции, т.е. в качестве орудия борьбы классов (социальных слоев, групп, сословий и т.д.).