ТЕМАТИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
(курсивом в статьях выделены понятия и термины, объяснения которым даны в словаре)
Занятие 12.
ЛИЧНОСТЬ
1.
Социологическая трактовка личности.
2.
Структура личности и психика.
3.
Типология личности.
Основные
понятия и термины:
человек, индивид, личность, модальная личность, экстраверт, интроверт, сангвиник,
холерик, флегматик, меланхолик, социальное отношение, “зеркальное Я”, психоанализ, бессознательное, аффект, эдипов комплекс, Эго, Ид, Суперэго, сублимация
Человек
– субъект
социальной деятельности, социальных
отношений, общения и культурного
творчества.
Индивид
– отдельный
представитель общества, народа, класса, данной социальной группы.
Личность
– целостность
социальных свойств человека, продукт общественного
развития и включения индивида
в систему социальных отношений посредством
активной деятельности и общения. “Личностью
не рождаются, личностью становятся”.
Модальная
личность – человек,
следующий тем же культурным стандартам, что
и большинство членов общества.
Экстраверт
– человек, для
которого характерна направленность на
объекты внешнего мира, инициативность,
общительность, социальная
адаптированность; в кризисе –
отчужденность от самого себя.
Интроверт
– психический тип
личности, для которого характерна фиксация
интересов на явлениях собственного
внутреннего мира (идеях, чувствах и т.д.),
необщительность, замкнутость, социальная
пассивность, склонность к самоанализу; в
кризисе - затруднения социальной адаптации
(см.: экстраверт).
Сангвиник
– человек с высокой
психической активностью; энергичен,
работоспособен, общителен. При недостатках
воспитания подвижность может вылиться в
неумение сосредоточиться, поверхностность.
Холерик
– человек с высоким
уровнем психической активности; резкий,
энергичный, неуравновешенный, иногда
агрессивный. Недостатки воспитания
приводят к неспособности контролировать
свои эмоции.
Флегматик
– человек с низким
уровнем психической активности,
медлительный, спокойный, инертный. В
неблагоприятных условиях появляются
вялость, бедность эмоций, аутизм,
склонность к однообразию.
Меланхолик
– человек с низким
уровнем психической активности,
замедленностью движений, речи, быстрой
утомляемостью. При кризисах – заметная
эмоциональная ранимость, замкнутость,
отчужденность.
Социальное
отношение –
осознанные и чувственно воспринимаемые
индивидами совокупности повторяющихся
взаимодействий социальных субъектов,
соотнесенные по своему смыслу друг с другом
и характеризующиеся соответствующим
поведением.
“Зеркальное
Я” – собственное
человеческое Я, открывающееся индивиду
через реакцию других людей.
Психоанализ
– психологическое
учение, разработанное Фрейдом, и исходящее
из того, что травматические события,
аффективные переживания, неисполнившиеся
желания и т.п. не исчезают из психики, а
подвергаются вытеснению в бессознательное,
где продолжают активно воздействовать на
психическую жизнь личности, проявляясь
часто в замаскированной, “зашифрованной”
форме в виде невротических симптомов, а
также в сновидениях, в различного рода
ошибочных действиях, оговорках, описках,
остротах и др.
Бессознательное
– мотивы и идеи, лежащие за пределами
сознания индивидов. Основным
психологическим механизмом
бессознательного являются импульсы и
желания, вытесненные индивидом на
бессознательный уровень. Согласно теории З.
Фрейда, неосознанные импульсы и желания,
возникшие в детстве индивида, продолжают
играть важную роль на протяжении всей его
взрослой жизни.
Аффект
(от лат. affectus
– душевное волнение,
страсть) – в психологии: сильное и
относительно кратковременное
эмоциональное состояние, связанное с
переживаемым человеком внутренним
конфликтом, который порождается либо
противоречиями между его стремлениями,
влечениями, желаниями, либо противоречиями
между социальными требованиями и
возможностями выполнить эти требования.
Эдипов
комплекс – согласно
З. Фрейду, фаза раннего психического
развития индивида, когда ребенок (чаще
мальчик) испытывает чувство любви к матери
и ненависти к отцу. Преодоление эдипова
комплекса становится рубежом в развитии
ребенка и означает его становление как
автономной личности. Противоположный
комплекс (чаще у девочек) Фрейд назвал комплексом
Электры. (Эдип – в
греческой мифологии сын фиванского царя
Лая и Иокасты, который после долгих
скитаний, не зная своих родителей с
рождения, будучи уже взрослым, не ведая того
убил отца и женился на матери, прожил с ней
более 20 лет счастливой семейной жизни,
родив четверых детей. Когда же Эдип узнал,
чей он сын, кого убил и с кем находился в
браке, то выколол себе глаза золотой
застежкой, снятой с платья повесившейся
Иокасты. Эдип был изгнан из Фив и после
скитаний умер. Электра – дочь царя Микен Агамемнона
и Клитеместры, убившая свою мать в качестве
мести за то, что та убила ее отца и своего
мужа Агамемнона; или, по другой версии,
способствовала в этом своему обольстителю
Эгисфу).
Эго
– согласно З. Фрейду,
составляющая часть личности, выступающая
посредником между Суперэго
и Ид. Контролирует
поведение человека и помогает индивиду
ориентироваться в окружающем мире.
Ид
(Оно) – согласно З.
Фрейду, подсознательное Я, которое является
источником энергии, стимулируемой
стремлением к удовольствию (см.: Эго,
Суперэго).
Сублимация
– понятие в
концепции психоанализа З. Фрейда, означающее
психический процесс преобразования и
переключения (переноса) энергии аффективных
влечений (в том числе либидо
– сексуального влечения) на цели
социальной деятельности и культурного
творчества. Сублимация противоположна вытеснению
(защитному механизму психики, состоящему в
активном забывании, удалении из сферы
сознания в бессознательное
неприемлемых для индивида в данных
социально-культурных условиях влечений и
импульсов). На сублимацию косвенным образом
(а иногда и прямо через воспитательные
запреты) влияет социализация
личности, особенно в пубертатный
период (период полового созревания).