ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

(курсивом в статьях выделены понятия и термины, объяснения которым даны в словаре)

 

 

Занятие 12. 

 

ЛИЧНОСТЬ

 

1. Социологическая трактовка личности.

2. Структура личности и психика.

3. Типология личности.

     

Основные понятия и термины:

 

человек,  индивид,  личность,  модальная личность,  экстраверт,  интроверт,  сангвиник,

холерик,  флегматик,  меланхолик,  социальное отношение,  “зеркальное Я”,  психоанализ, бессознательное,  аффект,  эдипов комплекс,  Эго,  Ид,  Суперэго,  сублимация

 

Человек – субъект социальной деятельности, социальных отношений, общения и культурного творчества.

Индивид – отдельный представитель общества, народа, класса, данной социальной группы.

Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. “Личностью не рождаются, личностью становятся”.

Модальная личность – человек, следующий тем же культурным стандартам, что и большинство членов общества.

Экстраверт – человек, для которого характерна направленность на объекты внешнего мира, инициативность, общительность, социальная адаптированность; в кризисе – отчужденность от самого себя.

Интроверт – психический тип личности, для которого характерна фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира (идеях, чувствах и т.д.), необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу; в кризисе - затруднения социальной адаптации (см.: экстраверт).

Сангвиник – человек с высокой психической активностью; энергичен, работоспособен, общителен. При недостатках воспитания подвижность может вылиться в неумение сосредоточиться, поверхностность.

Холерик – человек с высоким уровнем психической активности; резкий, энергичный, неуравновешенный, иногда агрессивный. Недостатки воспитания приводят к неспособности контролировать свои эмоции.

Флегматик – человек с низким уровнем психической активности, медлительный, спокойный, инертный. В неблагоприятных условиях появляются вялость, бедность эмоций, аутизм, склонность к однообразию.

Меланхолик – человек с низким уровнем психической активности, замедленностью движений, речи, быстрой утомляемостью. При кризисах – заметная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.

Социальное отношение – осознанные и чувственно воспринимаемые индивидами совокупности повторяющихся взаимодействий социальных субъектов, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением.

“Зеркальное Я” – собственное человеческое Я, открывающееся индивиду через реакцию других людей.

Психоанализ – психологическое учение, разработанное Фрейдом, и исходящее из того, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению в бессознательное, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь личности, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов, а также в сновидениях, в различного рода ошибочных действиях, оговорках, описках, остротах и др.

Бессознательное – мотивы и идеи, лежащие за пределами сознания индивидов. Основным психологическим механизмом бессознательного являются импульсы и желания, вытесненные индивидом на бессознательный уровень. Согласно теории З. Фрейда, неосознанные импульсы и желания, возникшие в детстве индивида, продолжают играть важную роль на протяжении всей его взрослой жизни.

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – в психологии: сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с переживаемым человеком внутренним конфликтом, который порождается либо противоречиями между его стремлениями, влечениями, желаниями, либо противоречиями между социальными требованиями и возможностями выполнить эти требования.

Эдипов комплекс – согласно З. Фрейду, фаза раннего психического развития индивида, когда ребенок (чаще мальчик) испытывает чувство любви к матери и ненависти к отцу. Преодоление эдипова комплекса становится рубежом в развитии ребенка и означает его становление как автономной личности. Противоположный комплекс (чаще у девочек) Фрейд назвал комплексом Электры. (Эдип – в греческой мифологии сын фиванского царя Лая и Иокасты, который после долгих скитаний, не зная своих родителей с рождения, будучи уже взрослым, не ведая того убил отца и женился на матери, прожил с ней более 20 лет счастливой семейной жизни, родив четверых детей. Когда же Эдип узнал, чей он сын, кого убил и с кем находился в браке, то выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с платья повесившейся Иокасты. Эдип был изгнан из Фив и после скитаний умер. Электра – дочь царя Микен Агамемнона и Клитеместры, убившая свою мать в качестве мести за то, что та убила ее отца и своего мужа Агамемнона; или, по другой версии, способствовала в этом своему обольстителю Эгисфу).

Эго – согласно З. Фрейду, составляющая часть личности, выступающая посредником между Суперэго и Ид. Контролирует поведение человека и помогает индивиду ориентироваться в окружающем мире.

Ид (Оно) – согласно З. Фрейду, подсознательное Я, которое является источником энергии, стимулируемой стремлением к удовольствию (см.: Эго, Суперэго).

Сублимация – понятие в концепции психоанализа З. Фрейда, означающее психический процесс преобразования и переключения (переноса) энергии аффективных влечений (в том числе либидо – сексуального влечения) на цели социальной деятельности и культурного творчества. Сублимация противоположна вытеснению (защитному механизму психики, состоящему в активном забывании, удалении из сферы сознания в бессознательное неприемлемых для индивида в данных социально-культурных условиях влечений и импульсов). На сублимацию косвенным образом (а иногда и прямо через воспитательные запреты) влияет социализация личности, особенно в пубертатный период (период полового созревания).