К
теме «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (№16)
А.Д.
САХАРОВ
МИР,
ПРОГРЕСС, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА[1]
(Нобелевская
лекция)
Мир, прогресс, права
человека – эти три цели неразрывно связаны,
нельзя достигнуть какой-нибудь из них,
пренебрегая другими. Такова главная мысль,
которую я хочу отразить в этой лекции.
Я убежден, что
международное доверие, взаимопонимание,
разоружение и международная безопасность
немыслимы без открытости общества, свободы
информации, свободы убеждений, гласности,
свободы поездок и выбора страны проживания.
Я убежден также, что свобода убеждений,
наряду с другими гражданскими свободами,
является основой научно-технического
прогресса и гарантией от использования его
достижений во вред человечеству, тем самым
основой экономического и социального
прогресса, а также является политической
гарантией возможности эффективной защиты
социальных прав. Таким образом, я защищаю
тезис о первичном, определяющем значении
гражданских и политических прав в
формировании судеб человечества. Эта точка
зрения существенно отличается от широко
распространенных марксистских, а также
технократических концепций, согласно
которым определяющее значение имеют именно
материальные факторы, социальные и
экономические права. (Сказанное не означает,
конечно, что я в какой-либо мере отрицаю
значение материальных условий жизни людей).
Имеется много
признаков того, что начиная со второй
половины XX века
человечество вступило в особо
ответственный, критический период своей
истории.
Создание ракетно-термоядерного
оружия, способное в принципе уничтожить все
человечество, - это самая большая опасность
современности. Благодаря экономическим,
промышленным и научным достижениям
несравненно более опасными стали также так
называемые «обычные» виды вооружения, не
говоря уже о химическом и
бактериологическом оружии.
Несомненно, успехи
промышленного и технологического
прогресса являются главным фактором
преодоления нищеты, голода и болезней; но
они одновременно приводят к угрожающим
изменениям в окружающей среде, к истощению
ресурсов. Человечество, таким образом,
столкнулось с грозной экологической
опасностью.
Быстрые изменения
традиционных форм жизни привели к
неуправляемому демографическому взрыву,
особенно мощному в развивающихся странах «третьего
мира». Рост населения создает необычайно
трудные экономические, социальные и
психологические проблемы уже сейчас и
неотвратимо угрожает гораздо более
серьезными опасностями в будущем. Во многих
странах, в особенности в Азии, Африке,
Латинской Америке, недостаток
продовольствия продолжает оставаться
постоянным фактором жизни сотен миллионов
людей, обреченных с момента рождения на
нищенское полуголодное существование. При
этом прогнозы на будущее, несмотря на
несомненные успехи "зеленой революции",
являются тревожными, а по мнению многих
специалистов - трагическими.
Но и в развитых
странах люди сталкиваются с очень
серьезными проблемами. Среди них - тяжелые
последствия неумеренной урбанизации,
потеря социальной и психологической
устойчивости общества, непрерывная
изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства,
бешеный, безумный темп жизни и ее изменений,
рост числа нервных и психических
заболеваний, отрыв все большего числа людей
от природы и нормальной, традиционной
человеческой жизни, разрушение семьи и
простых человеческих радостей, упадок
моральных устоев общества и ослабление
чувства цели и осмысленности жизни. На этом
фоне возникают многочисленные уродливые
явления - рост преступности, алкоголизма,
наркомании, терроризма. Надвигающееся
истощение ресурсов Земли, угроза
перенаселения, многократно углубленные
международными политическими и
социальными проблемами, начинают все
сильней давить на жизнь также и в развитых
странах, лишая многих людей ставших уже
привычными изобилия, удобства и комфорта.
Обсуждая весь
этот комплекс неотложных проблем и
противоречий, следует прежде всего сказать,
что, по моему убеждению, любые попытки
замедлить темп научно-технического
прогресса, повернуть вспять урбанизацию,
призывы к изоляционизму, патриархальности,
к возрождению на основе обращения к
здоровым национальным традициям прошлых
столетий - нереалистичны. Прогресс
неизбежен, его прекращение означало бы
гибель цивилизации.
Еще не так
давно люди не знали минеральных удобрений,
машинной обработки земли, ядохимикатов,
интенсивных методов земледелия. Есть
голоса, призывающие вернуться к более
традиционным и, возможно, более безопасным
формам земледелия. Но возможно ли
осуществить это в мире, где и сейчас сотни
миллионов людей страдают от голода?
Несомненно, наоборот, необходима
дальнейшая интенсификация и
распространение ее на весь мир, на все
развивающиеся страны. Нельзя отказаться от
все более широкого применения достижений
медицины и от расширения исследований во
всех ее отраслях, в том числе и в таких, как
бактериология и вирусология,
нейрофизиология, генетика человека и
генохирургия, несмотря на потенциальные
опасности злоупотребления и нежелательных
социальных последствий некоторых из этих
исследований. То же относится к
исследованиям в области создания систем
имитации интеллекта, к исследованиям в
области управления массовым поведением
людей, к созданию единых общемировых систем
связи, систем сбора и хранения информации и
т.п. Совершенно очевидно, что в руках
безответственных бюрократических,
действующих под покровом секретности
учреждений все эти исследования могут
оказаться необыкновенно опасными, но в то
же время они могут стать крайне важными и
необходимыми для человечества, если их
осуществлять под контролем гласности,
обсуждения, научного социального анализа.
Нельзя отказаться от все более широкого
использования искусственных материалов,
синтетической пищи, от модернизации всех
сторон быта людей. Нельзя отказаться от
возрастающей автоматизации и укрупнения
промышленного производства, несмотря на
связанные с этим социальные проблемы.
Нельзя
отказаться от строительства все более
мощных тепловых и атомных электростанций,
от исследований в области управляемой
термоядерной реакции, поскольку энергетика
- одна из основ цивилизации. Нельзя
отказаться от расширения работ по освоению
околоземного космоса и по исследованию
дальнего космоса, в том числе от попыток
приема сигналов от внеземных цивилизаций -
шансы на успех таких попыток, вероятно, малы,
но зато последствия успеха могут быть
грандиозными.
Я назвал только
некоторые примеры, их можно умножить. В
действительности все главные стороны
прогресса тесно связаны между собой, ни
одну из них нельзя отменить, не рискуя
разрушить все здание цивилизации; прогресс
неделим. Но особую роль в механизме
прогресса играют интеллектуальные,
духовные факторы. Недооценка этих факторов,
особенно распространенная в
социалистических странах, возможно, под
влиянием вульгарных идеологических догм
официальной философии, может привести к
извращению путей прогресса или даже к его
прекращению, к застою. Прогресс возможен и
безопасен лишь под контролем Разума.
Важнейшая проблема охраны среды - один из
примеров, где особенно ясна роль гласности,
открытости общества, свободы убеждений.
Только частичная либерализация,
наступившая в нашей стране после смерти
Сталина, сделала возможными памятные всем
нам публичные дискуссии первой половины 60-х
годов по этой проблеме, но эффективное ее
решение требует дальнейшего усиления
общественного и международного контроля.
Военные применения достижений науки,
разоружение и контроль над ним - другая
столь же критическая область, где
международное доверие зависит от гласности
и открытости общества. Упомянутый пример
управления массовым поведением людей, при
своей внешней экзотичности, тоже вполне
актуален уже сейчас.
Свобода
убеждений, наличие просвещенного
общественного мнения, плюралистический
характер системы образования, свобода
печати и других средств информации - всего
этого сильно не хватает в социалистических
странах вследствие присущего им
экономического, политического и
идеологического монизма. Между тем, эти
условия жизненно необходимы не только во
избежание злоупотреблений прогрессом,
вольных и по неведению, но и для его
поддержания. В особенности важно, что
только в атмосфере интеллектуальной
свободы возможна эффективная система
образования и творческой преемственности
поколений. Наоборот, интеллектуальная
несвобода, власть унылой бюрократии,
конформизм, разрушая сначала гуманитарные
области знания, литературу и искусство,
неизбежно приводят затем к общему
интеллектуальному упадку, бюрократизации и
формализации всей системы образования, к
упадку научных исследований, исчезновению
атмосферы творческого поиска, к застою и
распаду.
Сейчас в
поляризованном мире тоталитарные страны
благодаря детанту приобрели возможность
своеобразного интеллектуального
паразитизма. И, похоже, если не произойдет
тех внутренних сдвигов, о необходимости
которых все мы думаем, скоро им придется
встать на этот путь. Один из возможных
результатов детанта именно таков. Если это
произойдет, взрывоопасность общемировой
ситуации может только возрасти. Миру
жизненно необходимо всестороннее
сотрудничество между странами Запада,
социалистическими и развивающимися
странами, включая обмен знаниями,
технологией, торговлю, экономическую, в
частности продовольственную, взаимопомощь.
Но это сотрудничество должно происходить
на основе доверия открытых обществ, как
говорят, с открытой душой, на основе
истинного равноправия, а не на основе
страха демократических стран перед их
тоталитарными соседями. Сотрудничество в
этом последнем случае означало бы просто
попытку задарить, задобрить жуткого соседа.
Но подобная политика всегда лишь отсрочка
беды, которая вскоре возвращается в другую
дверь с удесятиренными силами.
Устойчивый
успех детанта возможен, только если с
самого начала он сопровождается
непрестанной заботой об открытости всех
стран, о существенном увеличении уровня
гласности, о свободном обмене информацией,
о непременном соблюдении во всех странах
гражданских и политических прав - короче
говоря, при дополнении разрядки в
материальной сфере разоружения и торговли
разрядкой в духовной, идеологической сфере.
Я также хочу
подчеркнуть, что я считаю особенно важным
более широкое использование войск ООН для
купирования международных вооруженных
конфликтов. Я очень высоко оцениваю
возможную и необходимую роль ООН, считая ее
одной из главных надежд человечества на
лучшее будущее.
Необходимо
укрепление международного доверия,
совершенный контроль на местах силами
международных инспекционных групп. Все это
невозможно без расширения разрядки на
область идеологии, без увеличения
открытости общества.
Кардинальное
решение проблемы преследования за
убеждения - освобождение на основе
международного соглашения, возможно,
решения Генеральной Ассамблеи ООН, всех
политзаключенных, всех узников совести в
тюрьмах, лагерях и психиатрических
больницах. В этом предложении нет никакого
вмешательства во внутренние дела какой-либо
страны, ведь оно в равной мере
распространяется на все страны, на СССР,
Индонезию, Чили, ЮАР, Испанию, Бразилию, на
все другие страны, и потому, что защита прав
человека провозглашена Всеобщей
декларацией ООН международным, а не
внутренним делом. Ради этой великой цели
нельзя жалеть сил, как бы ни был долог путь, -
а что он долог, это мы видели во время
последней сессии ООН. США на этой сессии
внесли предложение о политической амнистии,
но затем сняли его после попытки ряда стран
чересчур (по мнению делегации США)
расширить рамки амнистии. Я сожалею о
происшедшем. Но снять проблему нельзя. И я
глубоко убежден, что лучше освободить
некоторое число людей в чем-то виновных, чем
держать в заключении и истязать тысячи
невинных.
Не отказываясь
от кардинального решения, сегодня мы должны
бороться за каждого человека в отдельности,
против каждого случая несправедливости,
нарушения прав человека - от этого зависит
слишком многое в нашем будущем.
Стремясь к
защите прав людей, мы должны выступать, по
моему убеждению, в первую очередь как
защитники невинных жертв существующих в
разных странах режимов, без требования
сокрушения и тотального осуждения этих
режимов. Нужны реформы, а не революции.
Нужно гибкое, плюралистическое и терпимое
общество, воплощающее в себе дух поиска,
обсуждения и свободного, недогматического
использования достижений всех социальных
систем. Что это - разрядка? конвергенция? -
дело не в словах, а в нашей решимости
создать лучшее, более доброе общество,
лучший мировой порядок.
Тысячелетия
назад человеческие племена проходили
суровый отбор на выживаемость; и в этой
борьбе было важно не только умение владеть
дубинкой, но и способность к разуму, к
сохранению традиций, способность к
альтруистической взаимопомощи членов
племени. Сегодня все человечество в целом
держит подобный же экзамен. В бесконечном
пространстве должны существовать многие
цивилизации, в том числе более разумные,
более "удачные", чем наша. Я защищаю
также космологическую гипотезу, согласно
которой космологическое развитие
Вселенной повторяется в основных своих
чертах бесконечное число раз. При этом
другие цивилизации, в том числе более "удачные",
должны существовать бесконечное число раз
на "предыдущих" и "последующих" к
нашему миру листах книги Вселенной. Но все
это не должно умалить нашего священного
стремления именно в этом мире, где мы, как
вспышка во мраке, возникли на одно
мгновение из черного небытия
бессознательного существования материи,
осуществить требования Разума и создать
жизнь, достойную нас самих и смутно
угадываемой нами Цели.
1 декабря 1975 г.