[Экранная культура – культура нового тысячелетия]

 

А.В. ПРОХОРОВ, К.Э. РАЗЛОГОВ, В.Д. РУЗИН

Культура грядущего тысячелетия

(Вопросы философии. 1989. №6. С. 71-74)

 

Заглядывая в новое тысячелетие и пытаясь нащупать основные пути эволюции культуры, возьмем в качестве своеобразной точки отсчета книгу. Проследим ту эволюционную цепь, которая тянется от письменной речи к экранной культуре.

Мы берем в руки книгу и видим, что о чем бы она ни рассказывала, повествование вытягивается в книжную строчку, поскольку основано на «линейном языке» письменности. Появление на книжной странице иллюстраций дает уже некоторое новое качество этой страницы (и книги в целом). В данном случае линейный язык письменности сочетается с языком изобразительного искусства (в этом смысле языком «плоскостным»), эволюция которого накануне XX века приводит к рождению кинематографа, сумевшей создать реальную последовательность движения в замкнутом пространстве экрана. Итак, ожившая страница сменилась экраном, который затем с появлением телевидения пришел к нам в дом и стал, как книга, предметом домашней культуры. Наконец, видеомагнитофон предоставил возможность обратной связи с экраном. Видеокассета – то же запечатление фрагмента мировой культуры в «памяти квартиры», какое характерно для книги…

Что же нового несет экранная культура в своем облике компьютерной страницы? Прежде всего, новый тип общения, основанный на возможности свободного выхода личности в информационный космос. Таковы, например, электронные газеты, поступающие на мировой «рынок общения», где любой желающий может их прочесть и вступить в заинтересованный контакт…

Установление полноценной и насыщенной обратной связи с помощью экрана полилога способно «развернуть» информированность каждого гражданина лицом к интеллектуальной жизни общества, к активному формированию социальной и культурной политики. Само собой понятно, что экранная культура, интернациональная по своей природе, не может не быть планетарной, общечеловеческой, хотя бы потому, что «внутригосударственный» информационный космос столь же обрывочен и нелеп, как скажем, и «внутригосударственная» наука…

Культура компьютерной страницы несет с собой новый тип мышления, и, естественно, образования. «Новое мышление» - это ориентированность человека на саморазвитие. Для нового мышления характерно «сращение» логического и образного, синтез понятийного и наглядного…

Быстрота, гибкость, реактивность и глубина нового мышления находят себе адекватную «орудийную» опору в развитом инструментарии экранной культуры. Так, например, возрождение в человеке «чувства истории» невозможно без соприкосновенности с наглядным и чувственно достоверным миром всех времен и народов. Видеокомпьютерная «машина времени» сможет без потерь выполнить эту задачу для любой точки земного шара и любого исторического времени. Информационному космосу становится подвластен бег времени, зримые прниметы которого по желанию пользователя выносятся на экран, разворачиваясь в судьбы и события, возвращая человеку затерянные миры, приобщая его к человечеству…

Что же касается художественных аспектов экранной культуры, то… сам язык экранной культуры… в своем исходном «зерне» является языком глубоко чувственным и уже поэтому изначально художественным. Его прототипом является язык мультипликации. И действительно, ведь мультипликация, или, как принято говорить во всем мире, анимационное кино, основана на анимации, т.е. одушевлении неодушевленного: рисунков, кукол, практически любых объектов.

Экранная культура осуществляет анимацию и книги, ее «одушевление», наделяя страницу способностью гибко менять свой собственный текст и язык, ведя диалог с «читателем»…

Пожалуй, сейчас – самое время дать предварительное определение экранной культуры. Под ней мы подразумеваем тип культуры, основным материальным носителем текстов которой является не письменность, а «экранность». Эта культура основана не на линейном, т.е. вытянутом в строку, письме, а на системе экранных (плоскостных) изображений, или, иначе, не на письменной речи, а на так называемой «экранной речи», т.е. на врем енном потоке экранных изображений, который свободно вмещает в себя поведение и устную речь персонажей, анимационное моделирование, письменные тексты и многое другое. При  этом основным признаком экранной культуры, качественно отличающим ее от книжной и приближающим ее к изначальному т ипу человеческих культур – культуре личного контакта, является динамический, ежесекундно меняющийся, диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с партнером.

Тем самым вскрывается глубинная культурологическая суть компьютера (как основного – на близкое будущее – материального носителя «зрелой» экранной культуры), его главная функция – расширение границ человеческих сущностных сил (в марксовом понимании этого термина)…

Но если мы так широко определяем компьютер – основной инструментарий информатики, тог понятно, что и сама информатика приобретает иное звучание. Она приоткрывает свое истинное лицо, оказываясь не естественной наукой…, а как это ни странно звучит, принципиальной гуманитарной наукой. И при этом, возможно, «зерном» совсем иного, только сейчас начинающего складываться коммуникативного цикла наук. Ведь не зря же основными проблемами информатики сейчас становятся проблемы языка и структуры экранной речи, проблемы диалога и коммуникативных сетей, проблема психической культуры пользователя.