Ю.М. ЛОТМАН

 

О семиотическом механизме культуры[1]

 

Определения культуры многочисленны. Разница в семантическом наполнении понятия «культура» в разные исторические6 эпохи и у различных ученых нашего времени не будет нас обескураживать, если мы вспомним, что значение этого термина производно от типа культуры6 каждая исторически данная культура порождает определенную, присущую ей модель культуры. Поэтому сравнительное изучение семантики термина «культура» на протяжении веков – благодарный материал для типологических построений.

Одновременно во всем многообразии определений можно выделить и нечто общее, видимо, отвечающее некоторым интуитивно приписываемым культуре, при любом истолковании термина, чертам. Укажем лишь на две из них. Во-первых,  в основу всех определений положено убеждение, что культура  и м е е т    п р и з н а к и. При кажущейся тривиальности этого утверждения оно наделено не лишенным значения содержанием: из него вытекает утверждение, что культура никогда не представляет собой универсального множества, а лишь некоторое определенным образом организованное подмножество.



[1] Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры. – Антология культурологической мысли. М., 1996. С.323-327.