Ю.В. ГУСЕВ, А.А. ПОСКРЯКОВ
ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ[1]
Глава 3. Власть в обществе
3.1. Понятие и концепция власти
Понятие власть употребляется в различных смыслах: власть родителей, власть семьи, власть привычки, власть чувств, власть разума, власть религии, власть денег, судебная власть, партийная власть, государственная власть. При всей разнородности и неоднозначности этих подходов можно отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних людей господствуют над волей и действиями других.
Основными факторами властных отношений в обществе являются: наличие субъекта и объекта власти; воля осуществляющего власть; подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто её осуществляет, т.е. подчинение объекта власти воле её субъекта. Мотивы подчинения весьма разнообразны. В их основе могут быть страх, убеждение, интерес. Перечисленные мотивы имеют большое значение для эффективности власти и её долговечности.
В самом широком смысле понятие власть означает право и возможность одних людей осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.
Как уже отмечалось, понятие власти многозначно. В политологии существуют различные подходы к выявлению тех или иных аспектов данного феномена. Выделим некоторые из них.
Телеологический подход. Власть характеризуется как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Авторы данной концепции трактуют власть достаточно широко. Они распространяют её не только на отношения между людьми, но и на взаимоотношения человека с окружающим миром. В этом смысле говорят, например, о власти над природой. Данный подход предполагает признание факта деятельности по осуществлению заранее предопределённых целей.
Бихевиористский подход. Власть рассматривается как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие им подчиняются. Авторы данной концепции индивидуализируют понимание власти, сводят её к взаимодействию реальных личностей, обращая внимание на субъективную мотивацию власти. Людям присуще стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Власть складывается из столкновения многообразных волей к власти, что обусловливает баланс, равновесие сил.
Психологический подход. Истоки власти коренятся в сознании людей. Одно из направлений этого подхода – психоанализ. Он трактует стремление к власти как сублимацию подавленного либидо. Стремление к власти и обладание ею выполняют функцию компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней у одних людей и готовности к подчинению («добровольному рабству») – у других.
Системный подход. Он предполагает производность власти не от индивидуальных отношений (как в предыдущих случаях), а от социальной системы. Власть рассматривается как способность системы обеспечивать исполнение её элементами принятия обязательств, направленных на реализацию её коллективных целей.
Структурно-функциональный подход. Власть – способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.
Реляционистский подход. Власть рассматривается как отношение между двумя партнёрами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго.
Рассмотренные концепции власти не могут претендовать на универсальность, базовое положение. Именно плюрализм в подходах позволяет наиболее полно представить феномен власти.
3.2. Политическая власть
Политическая власть – это особый тип власти. Она, как и любая другая власть, означает способность и право одних людей осуществлять свою волю по отношению к другим людям, повелевать и управлять другими людьми. Но вместе с тем, в отличие от других форм власти, она имеет свою специфику, обладает существенными особенностями. Её отличительными признаками являются:
- верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;
- всеобщность, т.е. публичность; это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;
- моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;
- многообразие используемых ресурсов (принудительных – силовые органы, экономических – деньги и материальные ценности, информационных - СМИ и т.д.);
- необходимым условием эффективного функционирования политической власти является её легитимность, т.е. признание её правомерности основной частью гражданского общества своей страны и мировым сообществом. Легитимность – обязательный признак цивилизованной власти.
Остановимся на вопросе о легитимности власти. Формирование убеждённости людей в правомерности и эффективности существующей политической власти достигается различными способами. Немецкий социолог М. Вебер выделил три типа легитимности.
Первый тип – традиционный. Это власть вождей, монархов. Легитимность их власти основывается на праве престолонаследия, на признании её божественного характера. Власть опирается на традицию населения подчиняться. Традиционный тип легитимности сохранился в странах с монархической формой правления (Саудовская Аравия, Непал, Оман и др.) и в примитивных обществах.
Второй тип – харизматический. Здесь легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, которую иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Обычно харизматический тип власти возникает в переходных обществах (В.И. Ленин, И.В. Сталин, другие лидеры).
Третий тип – рационально-легальный. Он основан на вере в правильность формальных процедур, по которым формируется власть: свободные выборы, верховенство закона, равная ответственность власти и граждан перед законом (характерен для демократии).
Политическая власть выполняет ряд функций.
Первая функция – управление обществом (государством) в целом и его сферами (политической, экономической, социальной). Для этого политическая власть разрабатывает стратегию и тактику управления страной на ближайшую и отдалённую перспективу.
Вторая функция – оптимизация самой политической системы: приспособление её институтов (государства, политических партий и т.д.) к целям и задачам тех сил, которые пришли к власти.
Третья функция – обеспечение стабильности в стране. Любая политическая власть стремится выполнять эту функцию, т.к. от степени её достижения зависит легитимность власти.
Формой политической власти является государственная власть, которая оказывает определяющее воздействие на отношения между различными социальными группами.