К теме «ЛИЧНОСТЬ»
Э. ФРОММ
Кто есть человек?
(Из книги «О любви к жизни»)*
Вопрос «Кто есть человек?» относится к самой сути дела. Если бы человек был вещью, можно было бы спросить: «Что есть человек?» и давать дефиницию так, как это бывает при определении продуктов природы или предметов производства. Но человек – не вещь, и его нельзя определять подобным образом. И тем не менее человека очень часто рассматривают как вещь. Например, говорят: это рабочий, директор фабрики, врач и т.д., а это значит, определяют согласно его социальной роли, идентифицируют его с его профессиональной функцией в обществе.
Но человек – не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. Человеку нельзя дать такое определение, как столу или часам, и все же определение этой сущности нельзя считать полностью невозможным.
Самый главный аспект в определении человека состоит в том, что его мышление может простираться за пределы удовлетворения его потребностей. Для человека мышление – это не то, что для животного: это не только средство достижения желаемых благ, но и средство открытия своего собственного бытия в мире, независимо от привязанностей и антипатий. Другими словами, у человека есть не только предметное мышление, как у животного, но и разум, с помощью которого он может постигнуть истину. Если человек руководствуется разумом, то он должен делать все во благо себе, своей сущности, как телесной, так и духовной.
Для определения человека следует выбрать такие критерии, как например, два рода страстей и влечений.
Первый род влечений биологического происхождения распространяется практически в равной мере на всех людей. Сюда относится потребность выживания, с которой связаны потребность в пище и питье, потребность в безопасности, в какой-то форме социальной защищенности и, наконец (в значительно меньшей степени), потребность в сексе. Страсти другого рода имеют не биологические корни, и потому они у всех людей разные. Их возникновение связано с различными социальными структурами. К ним относятся любовь, радость, солидарность, зависть, ненависть, ревность, соперничество, стяжательство и т.д. Следует отличать реактивную ненависть от эндогенной. Реактивная ненависть – это реакция на нападение или на любую опасность, угрожающую личности или ее ближайшей группе. Она обычно проходит, когда опасность исчезает. Эндогенная ненависть – это черта характера. Человек, наполненный такой ненавистью, изыскивает все новые и новые возможности, чтобы пережить ненависть вновь и вновь.
В противоположность биологически обусловленным страстям так называемые «социально» обусловленные влечения являются продуктом определенной эпохи. В обществе, в котором эксплуататорское меньшинство господствует над несчастным и беззащитным большинством, обе стороны имеют основания для ненависти. Нет нужды объяснять, почему ненавидят эксплуатируемые. А правящее меньшинство ненавидит, во-первых, из страха: они боятся мести угнетенных. Но, кроме того, господствующее меньшинство просто вынуждено поддерживать в себе чувство ненависти к массам, чтобы заглушить в себе чувство вины и оправдать свое эксплуататорское поведение. Ненависть не может исчезнуть, пока отсутствуют равенство и справедливость. Так же точно можно утверждать: нет и не может быть правды, пока люди вынуждены лгать, чтобы оправдать нарушение принципов социальной справедливости.
Многие, конечно, относят принципы справедливости и равенства к идеологиям, которые получили развитие в истории, но не служат фундаментальным свойством естественного человека. Я же убежден, что человек в самой глубине души своей наделен чувством справедливости. Людям вообще-то свойственны угрызения совести, это более всего доказывает их реакция на малейшее нарушение равенства и справедливости со стороны других людей, в то время как себя каждый считает в этом отношении непогрешимым.
Следующая дефиниция человека подчеркивает, что это такое живое существо, у которого инстинктивное поведение играет минимальную роль. Разумеется, в его поведении сохраняются остатки инстинктивной мотивации, прежде всего чувства физического и сексуального голода. Однако роль инстинктов усиливается и становится ведущей, когда возникает угроза выживанию индивида или рода. Но главные человеческие страсти – тщеславие, зависть, ревность, мстительность – обычно обусловлены социальными причинами.
Самой ужасной из всех человеческих страстей я считаю стремление более сильного использовать другого человека как средство достижении я своих эгоистических целей. Это ничто иное как утонченная форма каннибализма. Но каннибальская предыстория человечества может закончиться лишь тогда, когда человек перестанет быть средством потребления для своего более сильного собрата. Только тогда может начаться собственно человеческая история. Поэтому необходимо отдавать себе отчет в том, как преступны наши каннибальские обычаи и нравы. Причем полного осознания еще недостаточно, пока не включается механизм раскаяния.
ЭРИХ ФРОММ
Родился во Франкфурте-на-Майне в 1900 году в семье виноторговца, предки которого в нескольких поколениях были раввинами.
Учась в гимназии, рано увлекся чтением Библии и еврейских религиозных книг. Окончив гимназию, он стал одним из организаторов «Общества еврейского народного образования», члены которого углубленно занимались историей еврейской религии, комментариями к богослужебным иудейским книгам; там же читались лекции по истории евреев. В 1919 году Фромм поступил в Гейдельбергский университет, однако продолжал уделять много времени своим прежним пристрастиям – изучению текстов Талмуда и Каббалы, которые он сочетал с идеями европейского Просвещения и с любовью к Гёте. Сформировавшийся у него комплекс идей Фромм разовьет в дальнейшем: любовь к жизни, автономии, продуктивной ориентации, добру, гуманности, свободе (с различением негативной «свободы от» и позитивной «свободы для»), самосовершенствованию и любовь к ближнему на основе любви к себе. (Впоследствии он противопоставил также две категории: мещанский принцип «Иметь» благородному и высокому «Быть».) В 1922 году Фромм окончил университет, получив степень доктора философии, после чего давнее увлечение иудаизмом сменилось еще более сильным увлечением психоанализом, что привело Фромма к отказу от узкого круга прежних ценностей.
Фромм стал изучать буддизм, продолжая углубляться в психоанализ, соединяя его с практической медициной. В конце 1920-х – начале 1930-х годов Фромм стал работать во Франкфуртском институте социальных исследований, а затем Берлинском институте психоанализа, занимаясь проблемами психоанализа в свете фрейдизма, марксизма и различных религий. Осенью 1932 года он был приглашен читать лекции в Чикаго и, таким образом, после 1933 года оказался в эмиграции. Находясь в США, написал книги по аналитической социальной психологии, принесшие ему мировую известность и признание в качестве основателя этой отрасли науки, разрабатывающей цельную концепцию человеческой личности. Фромм создал утопический проект строительства гармоничного, здорового общества при помощи целого арсенала гуманных средств и методов социальной терапии. Эти идеи он изложил во многих своих трудах, из которых важнейшими считаются «Бегство от свободы» (1941), «Человек для самого себя», «Сказки, мифы и сновидения» (1951), «Здоровое общество» (1955), «Искусство любить» (1956), «Современный человек и его будущее» (1959), «Образ человека у Маркса» (1961), «Освобождаясь от плена иллюзий» (1962), «Душа человека» (1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976). Книги, вышедшие после 1969 года, были написаны Фроммом в Швейцарии, куда он переехал из США.
Умер Эрих Фромм в Муральто (Швейцария) в 1980 году.
Приведем некоторые высказывания из его книг:
1. В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.
2. Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность.
3. Ни самые прекрасные, ни самые отвратительные устремления человека не заложены в нем биологически, от природы; они – результат социального процесса.
4. Отчуждение от собственных сил не только ставит человека в рабскую зависимость от Бога, но и делает его злым. Он лишается веры в окружающих и в самого себя, лишается опыта собственной любви и ума.
5. Быть в мире с самим собой – это необходимое условие добрых взаимоотношений с другими людьми.
6. Характер ребенка – это слепок с характера его родителей, он развивается в ответ на их характер.
7. Человек – единственное животное, которое может скучать, быть недовольным, чувствовать себя изгнанным из рая. Человек – единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может избежать. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и хозяином самому себе.
8. Человек может вступать в отношения с другими людьми по-разному: он может любить или ненавидеть, он может соперничать или сотрудничать; он может построить социальную систему, основанную на равенстве или авторитете, на свободе или насилии, но он должен так или иначе вступать в отношения, и форма этих отношений зависит от его характера.
9. Человек не может жить без веры. Решающим является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, успех, - или рациональная вера в человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной деятельности.
10. Человек не свободен выбирать между тем, чтобы иметь или не иметь «идеалы»; но он свободен выбирать между различными идеалами. Все люди «идеалисты», они стремятся к чему-то, выходящему за пределы физического удовлетворения. Различаются люди именно тем, в какие идеалы они верят.
Э. ФРОММ
ЧЕЛОВЕК ДЛЯ САМОГО СЕБЯ
III. Природа человека и его характер
2. Личность*
Все люди похожи друг на друга в силу общности существования; но каждый человек уникален, ибо каждый по-своему, свойственным только ему путем, решает возникающие перед ним проблемы. Само это разнообразие личностей уже является характеристикой человеческого существования.
Под личностью я понимаю целокупность как унаследованных, так и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для отдельно взятого индивида и которые делают этого отдельно взятого индивида неповторимым, уникальным. Различия между врожденными и приобретенными качествами в целом синонимичны различиям между темпераментом, талантом, физическими качествами, - с одной стороны, и характером – с другой.
а. ТЕМПЕРАМЕНТ
Гиппократ различал четыре вида темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Сангвинику и холерику свойственны реакции, которые характеризуются легкой возбудимостью и быстрой сменой интересов с ослабленного на весьма глубокий. Флегматический и меланхолический темпераменты, напротив, характеризуются устойчивой, но замедленной возбудимостью. Интересы флегматика слабы, а меланхолика – интенсивны.** (Интересно отметить, что в повседневном употреблении упоминаются только отрицательные признаки: так, для нас холерик означает вспыльчивый, меланхолик – депрессивный, сангвиник – чрезмерно оптимистичный, флегматик – чересчур замедленный.)
Необходимо проводить четкие различия между характером и темпераментом человека. Темперамент относится к способу, стилю реагирования, он конституционален и неизменяем; характер же формируется на основе жизненного опыта человека, особенно в раннем детстве, и способен претерпевать определенные изменения под влиянием нового жизненного опыта и интуиции. Если человек, к примеру, имеет холерический темперамент, то его стиль реагирования будет «быстрым и сильным». Но ситуации, в которых он проявляет подобную реакцию, или то, на что он реагирует подобным образом, зависят от его характера.
* Эрих Фромм. Психоанализ и этика. (Библиотека этической мысли). М., 1993. С. 380-384. (Текст адаптирован).
* Эрих Фромм. Психоанализ и этика. (Библиотека этической мысли). М., 1993. С. 53-99. (Текст адаптирован).
** Четыре типа темперамента символизируются четырьмя элементами: холерик – огонь – теплый и сухой, быстрый и сильный; сангвиник – воздух – теплый и влажный, быстрый и слабый; флегматик – вода – холодный и влажный, медленный и слабый, меланхолик – земля – холодный и сухой, медленный и сильный.