К
теме «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (№ 16)
Н.Я.
ДАНИЛЕВСКИЙ
РОССИЯ
И ЕВРОПА[1]
ГЛАВА V. Культурно-исторические типы и
некоторые законы их движения и развития
Начну
прямо с изложения некоторых общих выводов
или законов исторического развития,
вытекающих из группировки его явлений по
культурно-историческим типам.
Закон
1. Всякое племя или
семейство народов, характеризуемое
отдельным языком или группой языков,
довольно близких между собою, - для того
чтобы сродство их ощущалось
непосредственно, без глубоких
филологических изысканий, - составляет
самобытный культурно-исторический тип,
если оно вообще по своим духовным задаткам
способно к историческому развитию и вышло
уже из младенчества.
Закон
2. Дабы цивилизация,
свойственная самобытному культурно-историческому
типу, могла зародиться и развиваться,
необходимо, чтобы народы, к нему
принадлежащие, пользовались политической
независимостью.
Закон
3. Начала цивилизации
одного культурно-исторического типа не
передаются народам другого типа. Каждый тип
вырабатывает ее для себя при большем или
меньшем влиянии чуждых, ему
предшествовавших или современных
цивилизаций.
Закон
4. Цивилизация,
свойственная каждому культурно-историческому
типу, тогда только достигает полноты,
разнообразия и богатства, когда
разнообразны этнографические элементы, его
составляющие, - когда они, не будучи
поглощены одним политическим целым,
пользуясь независимостью, составляют
федерацию, или политическую систему
государств.
Закон
5. Ход развития
культурно-исторических типов всего ближе
уподобляется тем многолетним одноплодным
растениям, у которых период роста бывает
неопределенно продолжителен, но период
цветения и плодоношения - относительно
короток и истощает раз навсегда их
жизненную силу.
Первые
два вывода не требуют больших пояснений;
сомневаться в них нельзя. В самом деле, из
десяти культурно-исторических типов,
развитие которых составляет содержание
всемирной истории, три принадлежат
племенам семитической породы, или расы, и
каждое племя, характеризованное одним из
трех языков семитической группы -
халдейским, еврейским и арабским, - имело
свою самобытную цивилизацию.
Более
подробного рассмотрения и разъяснения
требует третий закон культурно-исторического
развития. История
древнейших культурно-исторических типов -
Египта, Китая, Индии, Ирана, Ассирии и
Вавилона - слишком мало известна в своих
подробностях, чтобы можно было подвергнуть
наше положение критике самих событий из
истории этих цивилизаций, но сами
результаты этой истории вполне его
подтверждают. Не видно, чтобы у какого-либо
народа неегипетского происхождения
принялась египетская культура; индийская
цивилизация ограничилась народами, которые
говорили языками санскритского корня. К
древнесемитическому культурному типу
принадлежали, правда, финикияне и
карфагеняне, но первые были народом того же
корня с вавилонянами, а последние - колонией
финикиян; цивилизация же Карфагена не
передалась нумидянам и другим аборигенам
Африки. Китайская цивилизация
распространена между китайцами и японцами -
первоначально, вероятно, переселенцами из
Китая же. Евреи не передали своей культуры
ни одному из окружавших или одновременно
живших с ними народов.
Передать
цивилизацию какому-либо народу - очевидно,
значит заставить этот народ до того усвоить
себе все культурные элементы (религиозные,
бытовые, социальные, политические, научные
и художественные), чтоб он совершенно
проникнулся ими и мог продолжать
действовать в духе передавшего их с
некоторым, по крайней мере, успехом, так
чтобы хотя отчасти стать в уровень с
передавшим, быть его соперником и вместе
продолжателем его направления.
Царь
Соломон, великий законодатель еврейского
народа, прекрасно понимал
законы исторического движения, когда
заповедал своему народу, грубому и
необразованному, но хранившему в себе залог
самобытного развития, не вступать в тесные
сношения с окружавшими его народами (стоявшими
на высшей точке культуры), дабы вместе с
заимствованием обычаев и нравов не
потерять своей самобытности. Ибо начала,
лежащие в народе одного культурно-исторического
типа (которые при самобытном развитии
должны принести самые богатые плоды), могут
быть искажены, уничтожены, но не могут быть
заменены другими началами, составляющими
принадлежность другого культурно-исторического
типа, - иначе как с уничтожением самого
народа, т. е. с обращением его из
самостоятельного исторического деятеля в
этнографический материал, имеющий войти в
состав новой образующейся народности.
Неужели
же историческая деятельность, результаты,
достигнутые жизнью одного культурно-исторического
типа, остаются совершенно бесплодными для
всех остальных ему современных или
последующих типов? Неужели должны типы эти
оставаться столь же чужды один другому, как,
например, Китай для остального мира?
Конечно, нет. Выше было уже замечено, что
преемственные культурно-исторические типы
имеют естественное преимущество перед
уединенными. Каким же образом происходит
это преемство? Вся история доказывает, что
цивилизация не передается от одного
культурно-исторического типа другому; но из
этого не следует, чтоб они оставались без
всякого воздействия друг на друга.
Только
при свободном отношении народов одного
типа к результатам деятельности другого,
когда первый сохраняет свое политическое и
общественное устройство, свой быт и нравы,
свои религиозные воззрения, свой склад
мысли и чувств, как единственно ему
свойственные, одним словом, сохраняет всю
свою самобытность, - может быть истинно
плодотворно воздействие завершенной или
более развитой цивилизации на вновь
возникающую. Под такими условиями народы
иного культурного типа могут и должны
знакомиться с результатами чужого опыта,
принимая и прикладывая к себе из него то,
что, так сказать, стоит вне сферы народности,
т. е. выводы и методы положительной науки,
технические приемы и усовершенствования
искусств и промышленности. Все же остальное,
в особенности все относящееся до познания
человека и общества, не может быть
предметом заимствования, а может быть
только принимаемо к сведению - по одной уже
той причине, что при разрешении этого рода
задач чуждая цивилизация не могла иметь в
виду чуждых ей общественных начал и что
решение их было только частное, а не
общеприменимое.
Четвертый
общий вывод,
сделанный на основании группировки
исторических явлений по культурно-историческим
типам, говорит нам, что цивилизация под
влиянием своеобразных внешних условий,
которым она подвергается в течение своей
жизни, тем разнообразнее и богаче, чем
разнообразнее, независимее составные
элементы, т. е. народности, входящие в
образование типа. Самые богатые, самые
полные цивилизации из всех существовавших
принадлежат, конечно, мирам греческому и
европейскому.
При
этом сам собою рождается вопрос: где же
проходит настоящая граничная черта между
требованиями национальной самобытности,
обеспечивающей свободное выражение всех
особенностей направления и разнообразие в
жизненных проявлениях культурно-исторического
типа, так сказать, его внутреннюю
независимость, и между требованиями
национального единства, обеспечивающего
политическую силу и независимость внешнюю?
Черта эта, кажется мне, проведена весьма
ясно самою природою. Народ, говорящий
языком, коего отдельные наречия и говоры
столь близки между собою, что в
практической жизни, общественной, торговой,
политической не представляют затруднения к
взаимному пониманию, должен составлять к
одно политическое целое. Так, народ русский,
несмотря на различие в наречиях
великорусском, малорусском и белорусском,
или народ немецкий, несмотря на более
сильное различие в наречиях верхне- и
нижненемецком, должны составлять
самостоятельные однородные политические
целые, называемые государствами. Напротив
того, для целых народов, говорящих на
отдельных языках, принадлежащих к одному
лингвистическому семейству,
соответствующему самобытному культурно-историческому
типу, должна предпочитаться слиянию в одно
государственное целое, лишающее культурную
жизнь разнообразия, - менее тесная связь,
которая, смотря по обстоятельствам,
требующим более или менее тесного между
ними соединения, может проявляться или в
виде правильной федерации, основанной на
положительном законодательстве, или даже
только в виде политической системы (какова,
например, европейская, основанная на
случайных трактатах, частое повторение
которых, образовало род обычного
международного права).
Такая
тесная связь, будет ли то федерация или
только политическая система государств,
может и должна существовать только между
членами одного культурно-исторического
типа - и лишь искусственно и не иначе как к
общему вреду может распространяться далее
пределов того же типа; ибо общественная
связь требует как необходимого своего
условия подчинения частных интересов (личных,
общественных, даже государственных) более
общим интересам высшей группы; если же
связь эта переходит за границу культурно-исторического
типа - высшей исторической единицы, то
лишает его должной самостоятельности в
достижении его целей. Против этого нельзя
возразить, что сам культурно-исторический
тип есть понятие, подчиненное в отношении к
человечеству и, следовательно, должен
подчинять свои интересы и стремления общим
интересам человечества. Человечество не
представляет собою чего-либо действительно
конституированного, сознательно идущего к
какой-либо определенной цели, а есть только
отвлечение от понятия о правах отдельного
человека, распространенное на всех ему
подобных. Потому все, что говорится об
обязанностях в отношении к человечеству,
приводится, собственно, к обязанностям в
отношении к отдельным людям, к какому бы
роду или племени они ни принадлежали; между
тем как независимо от этих обязанностей
существуют особые обязанности не только к
государству, но и к той высшей единице,
которую мы называем культурно-историческим
типом. Так грек имел обязанности не только к
республикам Афинской, Спартанской, Фивской,
в которых он состоял гражданином, но и к
целой Греции. То же самое относится и к
Европе в ее настоящих и естественных
границах - как к культурно-исторической
единице, объемлющей собою романо-германский
мир. Слово: "европейский интерес" не
есть пустое слово для француза, немца или
англичанина, а имеет смысл, каждому из них
понятный, независимо от интересов Англии,
Германии или Франции, которые, будучи
здраво поняты, не могут и противоречить
общим интересам Европы. Это, однако,
совершенно извращается, если нарушены
истинные границы культурно-исторического
типа.
Но
что же такое интерес человечества? Кем
сознаваем он, кроме одного Бога, которому,
следовательно, только и принадлежит
ведение его дел? Без сомнения, в интересах
человечества лежало, чтобы Рим был разрушен
и на месте его цивилизации временно
воцарилось варварство; но, конечно, ни один
римлянин и ни один германец не знал и не мог
знать, что этого требовал интерес
человечества; каждый же из них - если не
понимал, то, по крайней мере, чувствовал,
чего требовал интерес того племени, к
которому он принадлежал. Не могло ли даже
казаться, что интересы человечества
требовали, чтобы германцы спокойно
оставались в своих лесах и не тревожили
своими нападениями вместилища тогдашней
всемирной цивилизации и тогдашнего
прогресса? Нечего сказать, большую услугу
оказал бы человечеству какой-нибудь
древнегерманский мудрец или вождь, который,
будучи убежден в этой гуманитарной мысли,
имел бы достаточно влияния, дабы убедить
своих соотечественников в таком,
сообразном с интересами человечества,
образе действий. Но, с другой стороны,
сознание той пользы для человечества,
которая имела произойти от нашествия
варваров (если бы это сознание было даже
возможно), конечно, не только не могло
обязывать римского гражданина
содействовать такому вожделенному для
человечества событию, но не могло бы даже
оправдывать его от обвинения в измене за
деятельность, в эту сторону направленную.
Таким образом, если та группа, которой мы
придаем название культурно-исторического
типа, и не есть абсолютно высшая, то она, во
всяком случае, высшая изо всех тех, интересы
которых могут быть сознательными для
человека, и составляет, следовательно,
последний предел, до которого может и
должно простираться подчинение низших
интересов высшим, пожертвование частных
целей общим.
Из
неразличения этой тесной связи, которая
всегда существует между членами одного
культурно-исторического типа, от тех
совершенно внешних и случайных отношений,
которые существуют между народами разных
типов, вывели одно из характеристических
отличий новой истории от древней, - отличие,
по которому народы древнего мира
развивались будто бы отдельно один от
другого, а, напротив, связь между народами
нового мира так тесна, что невозможно
отделить истории одного народа от истории
другого.
Пятый
закон культурно-исторического
движения состоит в том, что период
цивилизации каждого типа сравнительно
очень короток, истощает силы его и вторично
не возвращается. Под периодом цивилизации
разумею я время, в течение которого народы,
составляющие тип, - вышед из
бессознательной чисто этнографической
формы быта (что, собственно, должно бы
соответствовать так называемой древней
истории), создав, укрепив и оградив свое
внешнее существование как самобытных
политических единиц (что, собственно,
составляет содержание всякой средней
истории), - проявляют преимущественно свою
духовную деятельность во всех тех
направлениях, для которых есть залоги в их
духовной природе не только в отношении
науки и искусства, но и в практическом
осуществлении своих идеалов правды,
свободы, общественного благоустройства и
личного благосостояния. Оканчивается же
этот период тем временем, когда иссякает
творческая деятельность в народах
известного типа: они или успокаиваются на
достигнутом ими, считая завет старины
вечным идеалом для будущего, и дряхлеют в
апатии самодовольства, или достигают до
неразрешимых с их точки зрения антиномий,
противоречий, доказывающих, что их идеал (как,
впрочем, и все человеческое) был неполон,
односторонен, ошибочен, или что
неблагоприятные внешние обстоятельства
отклонили его развитие от прямого пути, - в
этом случае наступает разочарование, и
народы впадают в апатию отчаяния. Так было в
римском мире во время распространения
христианства. Впрочем, пример Византии
показывает, что эта вторая форма не может
быть продолжительна и переходит в первую,
если после иссякновения нравственного
принципа жизни народы не сметаются
внешними бурями, не обращаются снова в
первобытную этнографическую форму быта, из
коего снова может возникнуть историческая
жизнь.
Если
период цивилизации бывает относительно так
краток, то зато предшествующее ему время - и
особливо древний, или этнографический,
период, начинающийся с самого момента
выделения культурно-исторического племени
от сродственных с ним племен, - бывает
чрезвычайно длинным. В этот-то длинный
подготовительный период, измеряемый
тысячелетиями, собирается запас сил для
будущей сознательной деятельности,
закладываются те особенности в складе ума,
чувства и воли, которые составляют всю
оригинальность племени, налагают на него
печать особого типа общечеловеческого
развития и дают ему способность к
самобытной деятельности, - без чего племя
было бы общим местом, бесполезным, лишним,
напрасным историческим плеоназмом в ряду
других племен человеческих. Эти племенные
особенности, какова бы ни была их
первоначальная причина, выражаются в языке
(вырабатывающемся в этот длинный период
времени), в мифическом мировоззрении, в
эпических преданиях, в основных формах быта,
т. е. в отношениях как ко внешней природе,
источнику материального существования, так
и к себе подобным.
Если
этнографический период есть время
собирания, время заготовления запаса для
будущей деятельности, то период
цивилизации есть время растраты - растраты
полезной, благотворной, составляющей цель
самого собирания, но все-таки растраты; и
как бы ни был богат запас сил, он не может не
оскудеть - тем более, что во время
возбужденной деятельности, порождающей
цивилизацию и порождаемой ею, живется скоро.
Каждая особенность в направлении,
образовавшаяся в течение этнографического
периода, проявляясь в период цивилизации,
должна непременно достигнуть своего
предела, далее которого идти уже нельзя, или,
по крайней мере, такого, откуда дальнейшее
поступательное движение становится уже
медленным, и ограничивается одними
частными приобретениями и
усовершенствованиями. Тогда происходит
застой в жизни, прогресс останавливается,
ибо бесконечное развитие, бесконечный
прогресс в одном и том же направлении (а еще
более - во всех направлениях разом) есть
очевидная невозможность. Каким, в самом
деле, образом возможно, чтобы существо
ограниченное, как человек, могло бесконечно
развиваться и совершенствоваться, не
изменяясь в то же время в своей природе, т. е.
не перестав, наконец, быть человеком?
Этому
стараются пособить разделением труда и
систематическим соединением усилий
отдельных лиц - посредством ученых обществ,
съездов, конгрессов, но это искусственное
объединение, вполне удовлетворительное для
фабрики и имеющее свою пользу в научном
отношении, не может заменить собою
естественного сосредоточения
разносторонних материалов в уме одного
человека. Таким образом, усложнение,
нераздельное с совершенствованием, кладет
необходимый предел существенному
прогрессу в той отрасли человеческого
ведения (или вообще человеческой
деятельности), на которую в течение долгого
времени было обращено внимание, - в том
направлении, на которое преимущественно
употреблялись усилия. Дабы поступательное
движение вообще не прекратилось в жизни
всего человечества, необходимо, чтобы,
дойдя в одном направлении до известной
степени совершенства, началось оно с новой
точки исхода и шло по другому пути, т. е. надо
чтобы вступили на поприще деятельности
другие психические особенности, другой
склад ума, чувств и воли, которыми обладают
только народы другого культурно-исторического
типа.
Прогресс,
как мы сказали выше, состоит не в том, чтобы
идти все в одном направлении (в таком случае
он скоро бы прекратился), а в том, чтобы
исходить все поле, составляющее поприще
исторической деятельности человечества, во
всех направлениях. Поэтому ни одна
цивилизация не может гордиться тем, чтоб
она представляла высшую точку развития, в
сравнении с ее предшественницами или
современницами.
Эта
двойственность в жизни культурно-исторических
племен, выражающаяся в неопределенно
длинном периоде образовательном, когда
бессознательным образом заготовляется
материал и кладутся основы будущей
деятельности, и в сравнительно кратком
проявительном или деятельном периоде,
когда эти запасы истрачиваются на создание
цивилизации, - имеет своим посредником тот
промежуток времени, в который народы
приготовляют, так сказать, место для своей
деятельности, строят государство и
ограждают свою политическую независимость,
без которой, как мы видели, цивилизация ни
начаться, ни развиться, ни укрепиться не
может. Переход как из этнографического
состояния в государственное, так и из
государственного в цивилизационное, или
культурное, обусловливается толчком или
рядом толчков внешних событий,
возбуждающих и поддерживающих
деятельность народа в известном
направлении.
Явления
перепутываются, усложняются; часто явления
одного и того же порядка разделяются
длинными промежутками времени и дополняют
друг друга, а явления одного периода
продолжают действовать в другом. Даже не
все культурные типы успевают переходить
вполне все фазисы этого развития, потому ли,
что разрушаются внешними бурями, или потому,
что самый запас собранных ими сил был
недостаточен, что полученное направление
слишком односторонне для полного развития.
Выше
я старался показать, что правильная,
сообразная с законами естественной системы
группировка исторических явлений приводит
нас к тому выводу, что до сих пор развитие
человечества шло не иначе как через
посредство самобытных культурно-исторических
типов, соответствующих великим племенам, т.
е. через посредство самобытных
национальных групп.
ГЛАВА
XVII. Славянский культурно-исторический тип
(Вместо заключения)
Только
ложное, несообразное с истинными началами
научно-естественной систематизации
явлений понимание общего хода истории,
отношения национального к
общечеловеческому и так называемого
прогресса могли привести к смешению
понятий частной европейской, или германо-романской,
цивилизации с цивилизацией обще- или,
правильнее, всечеловеческою; оно породило
пагубное заблуждение, известное под именем
западничества, которое, не сознавая ни
тесного общения между Россией и
Славянством, ни исторического смысла этого
последнего, отмеривает нам и братьям нашим
жалкую, ничтожную историческую роль
подражателей Европы, лишает нас надежды на
самобытное культурное значение, т. е. на
великую историческую будущность. После
этого общего, так сказать, теоретического,
взгляда я старался развить и дополнить его
указаниями на главные стороны различия
между славянским и германо-романским
культурно-историческими типами и на
гибельные следствия, к которым привело нас
это западничество, или европейничанье, на
практике, составив ту болезнь, которою
страдает русское общественное тело,
болезнь, под которую подводятся все наши
общественные недуги. Лекарством от этой
болезни может служить, по нашему мнению,
только целебная сила самых исторических
событий, которая одна только и может
поднять дух нашего общества, страдающего
именно упадком и принижением духа.
Излечение возможно и вероятно потому, что
болезнь, по счастью, не проникла еще далее
поверхности общественного слоя. Это
одаренное целебною силою событие, или,
точнее, целый ряд событий, видим мы в
последнем действии борьбы, известной под
именем восточного вопроса, основания
которого лежат глубоко в общем ходе
всемирного исторического развития, - в
борьбе, которая в непродолжительном
времени должна наложить печать свою на
целый исторический период. Важность этой
неминуемо предстоящей борьбы заставила нас
вникнуть как в те возражения, которые
делаются против единственно полезного для
славянства решения ее, заключающегося в
полном политическом освобождении всех
славянских народов и в образовании
Всеславянского союза под гегемонией России,
так и в залоги нашего успеха в этой борьбе.
Прежде
всего, предстоит нам прибегнуть к
установлению тех общих категорий, под
которые подводились бы естественным
образом все стороны народной деятельности,
которые обнимали бы собою все
разнообразные обнаружения исторической
жизни, обозначаемые словами культура и
цивилизация.
Общих
разрядов культурной деятельности в
обширном смысле этого слова насчитывается
четыре:
1. Деятельность
религиозная, объемлющая собою отношения
человека к Богу, - понятие человека о
судьбах своих как нравственного неделимого
в отношении к общим судьбам человечества и
Вселенной, то есть, выражаясь более общими
терминами: народное мировоззрение не как
теоретическое, более или менее гадательное
знание, во всяком случае, доступное только
немногим, а как твердая вера, составляющая
живую основу всей нравственной
деятельности человека.
2. Деятельность
культурная, в тесном значении этого слова,
объемлющая отношения человека к внешнему
миру, во-первых, теоретическое, научное,
во-вторых, эстетическое, художественное
(причем, конечно, к внешнему миру
причисляется и сам человек как предмет
исследования, мышления и художественного
воспроизведения) и, в-третьих, техническое,
промышленное, то есть добывание и
обработка предметов внешнего мира,
применительно к нуждам человека и
сообразно с пониманием как этих нужд, так и
внешнего мира достигнутым путем
теоретическим.
3. Деятельность
политическая, объемлющая собою отношения
людей между собою как членов одного
народного целого, и отношения этого целого
как единицы высшего порядка к другим
народам. Наконец -
4. Деятельность
общественно-экономическая, объемлющая
собою отношения людей между собою не
непосредственно как нравственных и
политических личностей, а посредственно -
применительно к условиям пользования
предметами внешнего мира, следовательно, и
добывания и обработки их.
Нам
следует теперь рассмотреть, в какой мере
каждый из культурно-исторических типов,
жизнь которых составляет содержание
всемирной истории, проявлял свою
деятельность по этим общим категориям, на
которые эта деятельность разделяется, и
каких достигал в ней результатов.
Обращаюсь
к миру славянскому, и преимущественно к
России как единственной независимой
представительнице его, с тем, чтобы
рассмотреть результаты и задатки еще
начинающейся только его культурно-исторической
жизни, с четырех принятых точек зрения: религии,
культуры, политики и общественно-экономического
строя, дабы таким образом уяснить, хотя
бы в самых общих чертах, чего вправе мы
ожидать и надеяться от славянского
культурно-исторического типа, в чем может
заключаться особая славянская цивилизация,
если она пойдет по пути самобытного
развития?
Религия
составляла самое существенное,
господствующее (почти исключительно)
содержание древней русской жизни, и в
настоящее время в ней же заключается
преобладающий духовный интерес простых
русских людей; и поистине нельзя не
удивляться невежеству и дерзости тех,
которые могли утверждать (в угоду своим
фантазиям) религиозный индифферентизм
русского народа.
Со
стороны объективной, фактической русскому
и большинству прочих славянских народов
достался исторический жребий быть вместе с
греками главными хранителями живого
предания религиозной истины - православия и,
таким образом, быть продолжателями
великого дела, выпавшего на долю Израиля и
Византии, быть народами богоизбранными. Со
стороны субъективной, психической русские
и прочие славяне одарены жаждою
религиозной истины, что подтверждается как
нормальными проявлениями, так и самыми
искажениями этого духовного стремления.
Мы
уже указали на особый характер принятия
христианства Россией, не путем подчинения
высшей по культуре христианской народности,
не путем политического преобладания над
такою народностью, не путем деятельной
религиозной пропаганды, а путем
внутреннего недовольства,
неудовлетворения язычеством и свободного
искания истины.
Самый
характер русских, и вообще славян, чуждый
насильственности, исполненный мягкости,
покорности, почтительности, имеет
наибольшую соответственность с
христианским идеалом. С другой стороны,
религиозные уклонения, болезни русского
народа - раскол старообрядства и секты -
указывают: первый - на настойчивую
охранительность, не допускающую ни
малейших перемен в самой внешности, в
оболочке святыни; вторые же, особенно
духоборство, - на способность к религиозно-философскому
мышлению.
Правда,
что религиозная деятельность русского
народа была по преимуществу охранительно-консервативною,
и это ставится ему некоторыми в вину. Но
религиозная деятельность есть
охранительная по самому существу своему,
как это вытекает из самого значения религии,
которая или действительное откровение, или,
по крайней мере, почитается таковым
верующими. На самом деле, или, по крайней
мере, во мнении своих поклонников, религия
непременно происходит с неба и потому
только и достигает своей цели - быть твердою,
незыблемою основою практической
нравственности, сущность которой состоит
не в ином чем, как в самоотверженности, в
самопожертвовании, возможных лишь при
полной достоверности тех начал, во имя
которых они требуются. Всякая же другая
достоверность, философская, метафизическая
и даже положительно научная, недостижима:
для немногих избранных, умственно развитых,
потому, что им известно, что наука и
мышление незавершимы, что они не сказали и
никогда не скажут своего последнего слова,
что, следовательно, к результатам их всегда
примешано сомнение, возможность и
необходимость пересмотра,
переисследования, и притом в совершенно
неопределенной пропорции; для массы же - по
той еще более простой причине, что для нее
она недоступна.
Поэтому,
как только религия теряет свой откровенный
характер, она обращается (смотря по взгляду
на достоинство ее догматическо-нравственного
содержания) или в философскую систему, или в
предрассудок.
Но
если религия есть откровение, то, очевидно,
что развитие ее может состоять в раскрытии
истин, изначала в ней содержавшихся,
точнейшим их формулированием, по поводу
особого обращения внимания на ту или другую
сторону религиозного учения в известное
время. Вот внутренняя причина строго
охранительного характера религиозной
деятельности всех тех народов, которым
религиозная истина была вверена для
хранения и передачи в неприкосновенной
чистоте другим народам и грядущим
поколениям.
С
этой точки зрения само русское
старообрядство получает значение как живое
свидетельство того, как строго проводилась
эта охранительность. Где незначительная
перемена обряда могла показаться
новшеством, возмутившим совесть миллионов
верующих, там, конечно, были осторожны в
этом отношении; и кто знает, от скольких
неблагоразумных шагов удержало нас
старообрядство после того, как
европейничанье охватило русскую жизнь!
Можно
сказать, что религиозная сторона
культурной деятельности составляет
принадлежность славянского культурного
типа, и России в особенности, есть
неотъемлемое его достояние как по
психологическому строю составляющих его
народов, так и потому, что им досталось
хранение религиозной истины; это
доказывается и положительною, и
отрицательною стороною религиозной жизни
России и Славянства.
Если
обратимся к политической стороне вопроса, к
тому, насколько славянские народы выказали
способности к устройству своей
государственности, мы встречаем явление,
весьма не ободрительное с первого взгляда.
Именно, все славянские народы, за
исключением русского, или не успели
основать самостоятельных государств, или,
по крайней мере, не сумели сохранить своей
самостоятельности и независимости.
Недоброжелатели славянства выводят из
этого их политическую несостоятельность.
Такое заключение не выдерживает ни
малейшей критики, если даже не обращать
внимания на те причины, которые
препятствовали доселе славянам
образоваться в независимые политические
тела, а принять факт, как он существует. Факт
этот говорит, что огромное большинство
славянских племен образовали огромное,
сплошное государство, просуществовавшее
уже тысячу лет и все возраставшее и
возраставшее в силе и могуществе, несмотря
на все бури, которые ему пришлось выносить
во время его долгой исторической жизни.
Одним этим фактом первой величины доказан
политический смысл славян, по крайней мере,
значительного большинства их.
Россия
никогда не имела колоний, ей удававшихся, и
весьма ошибочно считать таковою Сибирь, как
многие делают. Колонисты, выселяясь из
отечества даже добровольно, не по
принуждению, быстро теряют тесную с ним
связь, скоро получают свой особый центр
тяготения, свои особые интересы, часто
противоположные или даже враждебные
интересам метрополии. Вся связь между ними
ограничивается покровительством
метрополии, которым пользуется колония до
поры до времени, пока считает это для себя
выгодным. Колонии несут весьма мало
тягостей в пользу своего первоначального
отечества, и если принуждаются к тому, то
считают это для себя угнетением и тем
сильнее стремятся получить полную
независимость.
Но
основание, расширение государства,
доставление ему прочности, силы и
могущества составляют еще только одну
сторону политической деятельности. Она
имеет еще и другую, состоящую в
установлении правомерных отношений
граждан между собою и к государству, то есть
в установлении гражданской и
государственной свободы, без способности к
которой нельзя признать народ вполне
одаренным здравым политическим смыслом.
Итак, способен ли русский народ к свободе?
Едва
ли надо упоминать, что наши доброжелатели
дают на это отрицательный ответ: одни -
считая рабство естественною стихией
русских, другие - опасаясь, что свобода в
руках их должна повести ко всякого рода
излишествам и злоупотреблениям. Но на
основании фактов русской истории и
знакомства с воззрениями и свойствами
русского народа можно составить себе
только диаметрально противоположное этому
взгляду мнение: именно, что едва ли
существовал и существует народ, способный
вынести большую долю свободы, чем народ
русский, и имеющий менее склонности
злоупотреблять ею.
Это
основывается на следующих свойствах,
присущих русскому человеку: на его умении и
привычке повиноваться, на его уважении и
доверенности к власти, на отсутствии в нем
властолюбия и на его отвращении
вмешиваться в то, в чем он считает себя
некомпетентным; а если вникнуть в причины
всех политических смут у разных народов, то
корнем их окажется не собственно
стремление к свободе, а именно властолюбие
и тщеславная страсть людей к вмешательству
в дела, выходящие из круга их понятий. Как
крупные события русской истории, так и
ежедневные события русской жизни одинаково
подтверждают эти черты русского народного
характера.
В
самом деле, взгляните на выборные должности
во всех наших сословиях, в особенности в
купечестве, мещанстве и крестьянстве. Эти
должности, доставляющие власть и почет,
считаются не правами, а обязанностями или,
лучше сказать, общественными повинностями,
и исключение составляет разве одна
должность предводителя, дающая почет, а не
власть.
Эти
черты русского народного характера, во
всяком случае, показывают, что власть имеет
для нас мало привлекательности, и, хотя
многие считают это за какой-то недостаток,
мы не можем видеть ничего дурного в том, что
наши общественные деятели хотят, чтобы труд
их на общую пользу был материально
вознаграждаем, так как совершенно
безвозмездным он ведь никогда не бывает,
ибо удовлетворение властолюбия, тщеславия,
гордости - такая же мзда.
Те же
выше перечисленные свойства русского
народа составляют внутреннюю причину того,
что Россия есть едва ли не единственное
государство, которое никогда не имело (и, по
всей вероятности, никогда не будет иметь)
политической революции, то есть революции,
имеющей целью ограничение размеров власти,
присвоение всего объема власти или части ее
каким-либо сословием или всею массою
граждан, изгнание законно царствующей
династии и замещение ее другою.
С
обеспечением правильности и законности в
престолонаследии, с введением
гражданственности и порядка в казачестве и,
наконец, с освобождением крестьян иссякли
все причины, волновавшие в прежнее время
народ, и всякая революция, и даже простой
бунт, превосходящий размер прискорбного
недоразумения, сделался невозможным в
России, пока не изменится нравственный
характер русского народа, его
мировоззрение и весь склад его мысли; а
такие изменения (если и считать их
возможными), совершаются не иначе как
столетиями и, следовательно, совершенно
выходят из круга человеческой
предусмотрительности.
Нам
остается рассмотреть, можно ли ожидать,
чтобы славянский культурно-исторический
тип занял видное место в культурном
отношении, в тесном значении этого слова.
Нельзя
не сознаться, что совершенное до сих пор
русским и другими славянскими народами в
науках и искусствах весьма незначительно в
сравнении с тем, что сделано двумя великими
культурными типами: греческим и
европейским.
Такому
невыгодному для славян факту может быть
дано двоякое объяснение: или это коренная
неспособность их к культурной деятельности,
или же сравнительная их молодость,
недавность вступления на поприще
исторической деятельности и
неблагоприятные в этом отношении
обстоятельства их развития. Если можно
будет показать несомненное и притом
значительное влияние этой последней
причины, если к тому же ход развития вообще
требует, чтобы культурная деятельность
следовала за политической деятельностью
славян, то, очевидно, что только второе
объяснение будет иметь все вероятия на
своей стороне.
Что
касается вообще до возраста славянской
культуры, взятого сравнительно с возрастом
европейской, то промежуток времени,
протекший с выступления германских народов
из периода их этнографической жизни в
период исторический, превосходит четырьмя
столетиями исторический период жизни
славянских государств. Со всем тем средняя
история европейских народов, то есть
преимущественно государственный период их
жизни, продолжается около тысячи лет, так
что только теперь прожили славяне
государственною жизнью столько, сколько
народы германо-романские к началу так
называемой новой истории. Но одно
летосчисление не имеет еще большого
значения в вопросах этого рода. Мы заметили
выше, что после этнографического периода
жизни, в течение которого устанавливаются и
определяются особенности психического
строя народов, - то, что делает их особыми и
самобытными историческими субъектами, -
вступают они непременно в период
деятельности государственной. Мы не видим в
истории ни одного примера, чтобы собственно
культурная деятельность начиналась ранее
если не совершенного окончания, завершения
государственной деятельности, то, по
крайней мере, ранее завершения самой
насущной задачи государственности -
утверждения национальной независимости и
определения национально-государственных
границ. Если и бывали примеры, что
культурная деятельность некоторых народов
продолжалась и после потери независимого
политического существования, то ни разу еще
не случалось, чтобы культура начиналась под
иноплеменным игом. Этот, не имеющий
исключений, факт выставили мы как один из
законов развития культурно-исторических
типов, и не трудно понять причину его
всеобщности.
В
самом деле, если народ покорен еще во время
энергии его жизненных сил, не успевших еще
достигнуть культурного развития, то,
очевидно, что все нравственные силы самых
высокоодаренных в нем личностей
устремляются на то, чтобы возвратить
утраченное высшее народное благо -
независимость; весь героизм народный
получает характер патриотически-воинственный.
Если, напротив того, эта народная энергия
усыпает, вследствие ли действительного
истощения сил или вследствие искусной
усыпительной политики завоевателей, и
чуждое влияние начинает мало-помалу
распространяться между побежденными, то, по
естественному ходу вещей, влияние это
охватывает преимущественно высшие
сословия, те, которые имеют возможность
получать образование; образование же
всегда имеет в таком случае характер,
свойственный господствующей,
победительной народности.
Для
уяснения того, каким образом напряженная
государственная деятельность русского
народа могла и должна была препятствовать
его культурному развитию, проследим, какими
путями общий характер народной
деятельности, обусловленный силою
обстоятельств, влияет на частную
деятельность. Самое грубое и наименее
действительное в этом отношении средство
составляет непосредственное принуждение
правительственною властью. Не говоря о том
времени, когда каждый должен был служить
всю свою жизнь, вспомним, давно ли прошло
время, когда дурно смотрели на каждого
неслужащего из того сословия, которое по
своим средствам и положению одно только и
могло заниматься светским, не материальным
трудом?
Но и
этого мало: сообразно с государственными
целями и характер образования в
учрежденных правительством воспитательных
заведениях состоял в приготовлении молодых
людей и даже детей к известной отрасли
государственной службы. Очевидно, что при
таком порядке вещей должен был
образоваться у родителей известный идеал
для будущей карьеры их детей, к которому они
и приготовляли их с малолетства и, что еще
гораздо важнее, сообщали им, так сказать с
пеленок, то же воззрение на жизнь и ее
требования.
Такое
влияние общественной среды не может не
действовать на самый характер умственных и
нравственных влечений, на свойство
способностей еще совершенно особенными,
чисто физиологическими путями. Совершенно
непонятным, таинственным способом
передаются от родителей детям их
физиологические черты, некоторые
болезненные расположения, умственные и
душевные качества. Весьма было бы странно,
если бы не передавались таким же образом и
постоянные душевные настроения. Только
приняв эту последнюю передачу, можно
объяснить себе так называемые золотые века
литературы, искусств и наук.
Ко
всем этим причинам, по которым деятельность
частных лиц сообразуется с настроением
общественной среды, в которой она действует,
- вследствие чего деятельность русских
людей должна была получить государственно-политический
характер, - мы должны прибавить для
объяснения слабости результатов в
отношении чисто культурном тот факт, что
народное образование не успело еще
проникнуть в народные массы. Образование,
кроме общего полезного действия на
развитие уровня народных способностей,
необходимых, так сказать, для жизненного
обихода, дает возможность натурам особенно
даровитым, рассеянным, без сомнения, по всем
слоям общества, сознать свои духовные силы
и выйти на простор из узкой доли,
отмежеванной им судьбою. Наконец, научная и
художественная деятельность может быть
только плодом досуга, избытка, излишка сил,
остающихся свободными от насущного
исторического труда. Много ли их могло
оставаться у русских и других славян?
Все
эти соображения дают, кажется мне, вполне
удовлетворительный ответ, почему не могли
до сих пор Россия и прочие славянские
страны занять видные места в чисто
культурной деятельности, хотя бы те
способности, которыми они одарены природою,
представляли им к этому полную возможность.
Но задатки этих способностей, тех духовных
сил, которые необходимы для блистательной
деятельности на поприще наук и искусств,
бесспорно, представлены уже и теперь
славянскими народами, при всех
неблагоприятствовавших тому условиях их
жизни; и мы вправе, следовательно, ожидать,
что с переменою этих условий разовьются и
они в роскошные цветы и плоды.
Пока
не расчищено место, не углублен в почву
крепкий фундамент, нельзя и не должно
думать о возведении прочного здания; можно
лишь строить временные жилища, от которых
мы вправе ожидать и требовать только того,
чтобы они в некоторых частях обнаружили
дарования строителя. Фундамент этот -
политическая независимость племени, и,
следовательно, к достижению его должны быть
направлены все славянские силы. Это
необходимо в двояком отношении: во-первых,
потому, что без сознания племенной
цельности и единства, в противоположность
прочим племенам, и не только без сознания,
но и без практического его осуществления (которое
одно только и в состоянии низвести это
сознание в общее понимание народных масс),
невозможна самобытность культуры, то есть,
собственно говоря, невозможна сама
культура, которая и имени этого не
заслуживает, если не самобытна. Во-вторых,
потому, что без плодотворного
взаимодействия сродных между собою,
освобожденных от чуждой власти и влияния
народных единиц, на которые разделяется
племя, невозможно разнообразие и богатство
культуры.
Итак,
на основании анализа существеннейших общих
результатов деятельности предшествовавших
культурно-исторических типов и сравнения
их с особенностями славянского мира, а
также с теми задатками, которые лежат в
славянской природе, можем мы питать
основательную надежду, что славянский
культурно-исторический тип в первый раз
представит синтез всех сторон культурной
деятельности в обширном значении этого
слова, сторон, которые разрабатывались его
предшественниками на историческом поприще.
Мы надеемся, что славянский тип будет
первым полным четырехосновным культурно-историческим
типом. Какое взаимное отношение займут в
нем четыре стороны культурной деятельности,
которая из них сообщит ему преобладающую
окраску, не будут ли они преемственно
занимать эту главную роль? - этого, конечно,
предвидеть невозможно.
[1] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. (Главы V и XVII). М., 1991. (Работа написана в 1869 г.). Текст сокращен.