В.Ф. ГОРОХОВ

 

СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

Культура в той или иной степени является предметом изучения всех отраслей гуманитарного знания. За многие столетия исследовательского интереса к ней со стороны философов, социологов, антропологов, историков, филологов, психологов и прочих гуманитариев накопился огромный, но в то же время разрозненный, “одомашненный” материал. В силу этого потребовалась особая отрасль знаний, которая не сводила бы культуру только к философскому, социологическому, историческому или какому-либо иному одностороннему анализу, а изучала бы её всесторонне, тотально, была бы так сказать, по большому счёту, наукой о культуре - культурологией.

Начиная с 40-х годов ХХ века начался процесс её конституирования, можно сказать наступила научная эпоха концентрации и обобщения знаний о культуре, стали происходить глубинные фундаментальные изменения во взглядах на неё. Этот процесс выдался не только противоречивым, но явно разноречивым. Культурологию пытались рассматривать то как интегральную (суммарную) общегуманитарную дисциплину, то как явно зауженную (отраслевую) науку.

Вместе с тем, трансформируясь из различных областей знания она всё больше и больше получает самостоятельный статус, обретает собственную специфику. Своеобразие культурологии в тезисной форме можно представить следующим образом:

1. Культурология является как бы двойной рефлексией. Во-первых, на саму культуру; во-вторых, на состояние и содержание знаний о ней. Она имеет целью обобщение всех накоплений знаний о культуре, их интеграцию, сближение различных точек зрения, преодоление разрозненности и пестроты взглядов на культуру. Главная цель культурологии - понять, объяснить, повысить точность анализа, составить адекватный образ культуры, создать её общую теорию.

2. Культуролог стремится осуществить всестороннее исследование культуры как на уровне общей теории, так и отраслевых и прикладных сфер. Он исследует и теоретические и методологические и исторические и эмпирические аспекты культуры, имеет дело со всей культурной реальностью. Но главное - теория, всё остальное носит вспомогательный характер.

3. Культурология исследует любые вопросы с позиций абсолютного приоритета культуры (так называемый культурный детерминизм). К примеру, не “природа - культура”, а “культура - природа”, не “общество - культура”, а “культура - общество”, не “личность - культура”, а “культура - личность”. То есть культура является абсолютной исследовательской доминантой.

4. Культуролог в свих исследованиях ориентируется исключительно на научный, а не ценностный подход. Для него нет хороших и плохих культур, отсталых и прогрессивных, первостепенных и второстепенных. Все они в равной степени должны быть предметом его исследовательского интереса. Хотя на уровне отдельного исследователя могут существовать собственные симпатии, интересы и предпочтения. Но это скорее эпизод, нежели закономерность.

5. В культурологии используются различные методы, как свои собственные, так и методы других наук, а также методики и исследовательские процедуры в познании культуры и систематизации накопленных знаний о ней. Однако им придаётся сугубо культурологическая направленность. Все они делаются орудием познания культуры, инструментом конструирования культурологических идей. В целом вырисовываются две группы методов: а) эмпирические, выполняющие функцию непосредственного изучения многообразных конкретно-событийных явлений культуры; б) описательные, теоретические, с помощью которых обобщается разносторонний эмпирический материал и конструируются концептуальные модели культуры.

6. В культурологии все более отчетливо наблюдается стремление разрабатывать свой собственный понятийно-категориальный аппарат, а также адаптировать понятия и категории других отраслей знания к потребностям культурологической науки. Насущной становится задача всеобщей категоризации культуры, приведения категорий в системное единство, их группировки на основе общности признаков, свойств, знаний, в соответствие со спецификой и логикой собственно культурологического объяснения культуры.

7. Намечается тенденция к структурной дифференциации культурологии. Обозначились такие её направления как социальная и гуманитарная культурология, управление культурой, социокультурная реабилитация, социокультурные последствия применяемых технологий и управленческих решений и целый ряд других.