И.М. НОВОХАТЬКО
СОБОРНАЯ
ПРИРОДА СОЗНАНИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
А.С. Хомяков, С.Н. Трубецкой и С.Л. Франк – самые
яркие представители идеи соборной природы человеческого сознания, - говоря о русской культуре, подчеркивали такие
ее начала, без которых было бы невозможно вырастить человека «бескорыстного,
сочувствующего правде человеческой».
В своей знаменитой статье «Об общественном воспитании
в России» Александр Степанович Хомяков (1804-1860) формулирует это с
подкупающей ясностью: «Строй ума у ребенка, которого первые слова были: бог,
тетя, мама, - будет не таков, как у ребенка, первые слова которого были:
деньги, наряд или выгода. Отец или мать, которые предаются восторгам при
получении денег или житейских выгод, устраивают духовную жизнь своих детей
иначе, чем те, которые при детях позволяют себе умиление и восторг только при
бесконечном сочувствии с добром и правдою человеческою».[1]
Понятно, что дело, собственно, не в том, что
говорить в присутствии ребенка, но прежде всего в атмосфере семьи и общества, формирующей
саму возможность того или иного отношения к миру как индивидуального духовного
акта.
Нельзя рассматривать русского человека вне начал семейной и общинной жизни, вне конкретно-духовной целостности, в
которую, в свою очередь, и включена эта жизнь. Следует при этом помнить, речь
идет не о христианстве вообще, а именно о православной традиции воспитания.
А.С. Хомяков подчеркивает, что духовное бытие общества есть бытие соборное, что
православие на Русской земле скреплено в своей вершине законом «живого
единства».
Соборность и религиозность, по своей философской сути,
- в традиции «А. Хомяков - С. Франк», - сближаются настолько тесно, что
выглядят неразличимыми. Так, Семен Людвигович Франк (1877-1950) религиозное
отношение конкретизирует как «раскрытие замкнутой, изолированной в других
отношениях человеческой души, интуитивное чувство связи человеческой души с
абсолютным началом и абсолютным единством». В религиозном сознании человек
живет связью с тем, с чем он укоренен, из чего он черпает духовные силы.
Религиозное чувство есть чувство «сопринадлежности», т.е
отношения к абсолютному началу, лежащему в основе «вселенской соборности
бытия».
Абсолютное начало идеально по своей сути. Сергей
Николаевич Трубецкой (1862-1905) отмечал, что «индивидуальная личность может
усвоить вселенский идеал, познать всеобщую истину лишь в универсальных, родовых
формах человеческого сознания. Только в своей органической солидарности с родом
отдельная личность обладает такими формами. И вместе с тем в своей свободной,
индивидуальной самодеятельности она возвышается над своею врожденною природою,
наполняет свое потенциальное сознание индивидуальным содержанием».
Можно, разумеется, сказать, что общество состоит из
индивидов, которые в своей жизнедеятельности преобразуют окружающий мир. Но
дело в том, что человек, рождаясь, замыкает собою телесно-духовную связь
времен. При этом семья и выступает как первая форма такой духовной телесности,
форма соборности – и именно потому, что семья держится на любви. Любовь же есть
внутренняя духовная энергия, которая пронизывает всецело жизнь человека.
Целостность как глубинная основа жизни вовсе не слагается из своих частей,
полагает С. Франк. Целое налично в
каждой своей части, но – неявно, составляя «внутренний слой» или «корень»
общественности. Поэтому соборное целое всегда конкретно-индивидуально, а с
другой стороны оно всегда есть временное единство, что проливает свет на
своего рода онтологический оптимизм С. Франка,
убежденного в том, что попытки «истребить из общества все его прошлое и
построить жизнь наново из ничего… безумны и неосуществимы».