В.И. БЕЛОВ
Московский государственный инженерно-физический институт
(технический университет)
В ОДНОМ ТЕКСТЕ
В работе Ф. Ницше
«Рождение трагедии из духа музыки», в концепции «аполлонийского и дионисийского
начала» в снятом виде содержатся идеи, ставшие открытиями двадцатого века. К
таким открытиям относится идея «осевого времени» К. Ясперса, когда символически
произошла духовная революция, когда человек «осевой эпохи» приобрел способность
рефлексии и вместе с тем осознание своих границ, своей временности.
Одновременно появляется то, что теперь называем самоидентификацией, «Я»,
самостью. Для «Я» осознание конечности «Я» невыносимо. В этом суть и причина
появления великих религий, благополучно переживших века. В Китае – это даосизм
и конфуцианство, в Индии – буддизм, в Персии – зороастризм, а в Греции – культ
Аполлона и Диониса. Каждый из «осевых народов» особым образом преодолевают ужас
существования и создают особую форму рефлексии. Религии отличаются лишь
способами и средствами спасения.
Ф. Ницше
рассматривает аполлонийское и дионисийское начало, исходя из тех же посылок.
Олимпийский сонм богов есть рефлексия древнего грека гомеровского периода.
Отрефлексированные олимпийцы появляются в «Илиаде» и «Одиссее» у Гомера и в
«Теогонии» у Гесиода. И в этом была глубочайшая необходимость, так как было
нужно преодолеть «страдания гомеровского человека», «ужас и глубину
миропонимания», «страх и ужас существования». Аполлон и Дионис – два различных,
но вместе с тем и единых способа преодоления ужаса. Аполлон помогает с помощью
иллюзии, красоты, искусства, вечного идеала, преодолевающих
бренность земного существования. Дионис помогает с помощью возвращения к
природным корням человека, дорефлексированному миру, где нет страха смерти.
Аполлонийская гармония и дионисийское безумие красной нитью проходят через всю
европейскую историю, историю искусств и историю науки. Эта нить прослеживается
и в психоанализе.
Как известно,
основатель психоанализа З. Фрейд представляет психику человека как единство
трех элементов: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознательное), «Сверх-Я»
(культурное). Представляется, что «Оно» – это вотчина Диониса, куда нас влекут
карнавалы, маскарады, праздники, где легитимны невинные шалости и проказы
(иногда не столь уж и невинные). «Сверх-Я» - это вотчина Аполлона, где
царствует порядок, нормы, ограничения, музеи с экспонатами, разложенными по
полочкам, и шкафами с табличками. «Я» должно умудриться существовать, балансируя между двумя богами.
В мире Аполлона, где красиво и гармонично, все-таки скучновато и безжизненно.
Психика устает от ограничений и стремится служить Дионису, следовать
таинственному зову природы. Но и там, где нет меры, а значит, твердой почвы, со
временем становится неуютно. И так качается маятник. А если забарахлят часы, то
в результате имеем больную психику.
Как известно, К. Юнг
представляет психику человека как четырехуровневую систему:
-
сознание,
принадлежащее персоне;
-
психически
сокрытое, где скрывается тайна каждого;
-
психически
вытесненное, где пребывают комплексы страха, вины,
основанные на индивидуальном опыте;
-
коллективное бессознательное, где живут архетипы,
порожденные многочисленными коллективными страхами.
Здесь
на нижнем подвальном этаже психики обнаружим прямые аналогии с идеями Ф. Ницше.
В самом деле, ужасы, порождающие архетипы, это не столько природные катаклизмы,
а все тот же страх смерти, ужас существования, поселившейся в психике, как
только появилась рефлексия. И там в этой стихии ужаса рождаются Аполлон и
Дионис как два универсальных способа (символа), помогающие избавиться от
архетипов.
К. Юнг
много внимания уделяет символике как способу преодоления архетипов.
Психоаналитик превращается в современную пифию, служительницу Аполлона,
разгадывающую символику сновидений. Символика религий (божественное,
священное) способствует умиротворенности души. Символика искусств порождает
иллюзию гармонии. Художник оживляет архетипы, представляет их в виде символов и
помогает избавиться от них. Может быть, именно в этом скрытый смысл болезненной
склонности к сценам насилия, убийств и извращений всякого рода? Если это так,
то пленительный Аполлон царствует в современном кинематографе. Ведь большая
часть продукции киностудий - всякого фасона «ужастики» (триллер, мистика,
фантастика). Такая продукция издается в миллионах экземплярах и востребована
везде и всегда …
- Это
болезнь человека, общества, культуры?
- Нет, это
необходимо человеку, обществу, культуре.