В.И. БЕЛОВ

Московский государственный инженерно-физический институт

(технический университет)

 

Ф. НИЦШЕ, К. ЯСПЕРС, З. ФРЕЙД, К. ЮНГ

В ОДНОМ ТЕКСТЕ

 

В работе Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», в концепции «аполлонийского и дионисийского начала» в снятом виде содержатся идеи, ставшие открытиями двадцатого века. К таким открытиям относится идея «осевого времени» К. Ясперса, когда символически произошла духовная революция, когда человек «осевой эпохи» приобрел способность рефлексии и вместе с тем осознание своих границ, своей временности. Одновременно появляется то, что теперь называем самоидентификацией, «Я», самостью. Для «Я» осознание конечности «Я» невыносимо. В этом суть и причина появления великих религий, благополучно переживших века. В Китае – это даосизм и конфуцианство, в Индии – буддизм, в Персии – зороастризм, а в Греции – культ Аполлона и Диониса. Каждый из «осевых народов» особым образом преодолевают ужас существования и создают особую форму рефлексии. Религии отличаются лишь способами и средствами спасения.

Ф. Ницше рассматривает аполлонийское и дионисийское начало, исходя из тех же посылок. Олимпийский сонм богов есть рефлексия древнего грека гомеровского периода. Отрефлексированные олимпийцы появляются в «Илиаде» и «Одиссее» у Гомера и в «Теогонии» у Гесиода. И в этом была глубочайшая необходимость, так как было нужно преодолеть «страдания гомеровского человека», «ужас и глубину миропонимания», «страх и ужас существования». Аполлон и Дионис – два различных, но вместе с тем и единых способа преодоления ужаса. Аполлон помогает с помощью иллюзии, красоты, искусства, вечного идеала, преодолевающих бренность земного существования. Дионис помогает с помощью возвращения к природным корням человека, дорефлексированному миру, где нет страха смерти. Аполлонийская гармония и дионисийское безумие красной нитью проходят через всю европейскую историю, историю искусств и историю науки. Эта нить прослеживается и в психоанализе.

Как известно, основатель психоанализа З. Фрейд представляет психику человека как единство трех элементов: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознательное), «Сверх-Я» (культурное). Представляется, что «Оно» – это вотчина Диониса, куда нас влекут карнавалы, маскарады, праздники, где легитимны невинные шалости и проказы (иногда не столь уж и невинные). «Сверх-Я» - это вотчина Аполлона, где царствует порядок, нормы, ограничения, музеи с экспонатами, разложенными по полочкам, и шкафами с табличками. «Я» должно умудриться  существовать, балансируя между двумя богами. В мире Аполлона, где красиво и гармонично, все-таки скучновато и безжизненно. Психика устает от ограничений и стремится служить Дионису, следовать таинственному зову природы. Но и там, где нет меры, а значит, твердой почвы, со временем становится неуютно. И так качается маятник. А если забарахлят часы, то в результате имеем больную психику.

Как известно, К. Юнг представляет психику человека как четырехуровневую систему:

-          сознание, принадлежащее персоне;

-          психически сокрытое, где скрывается тайна каждого;

-          психически вытесненное, где пребывают комплексы страха, вины, основанные на индивидуальном опыте;

-          коллективное бессознательное, где живут архетипы, порожденные многочисленными коллективными страхами.                                    

Здесь на нижнем подвальном этаже психики обнаружим прямые аналогии с идеями Ф. Ницше. В самом деле, ужасы, порождающие архетипы, это не столько природные катаклизмы, а все тот же страх смерти, ужас существования, поселившейся в психике, как только появилась рефлексия. И там в этой стихии ужаса рождаются Аполлон и Дионис как два универсальных способа (символа), помогающие избавиться от архетипов.

К. Юнг много внимания уделяет символике как способу преодоления архетипов. Психоаналитик превращается в современную пифию, служительницу Аполлона, разгадывающую символику сновидений. Символика религий (божественное, священное) способствует умиротворенности души. Символика искусств порождает иллюзию гармонии. Художник оживляет архетипы, представляет их в виде символов и помогает избавиться от них. Может быть, именно в этом скрытый смысл болезненной склонности к сценам насилия, убийств и извращений всякого рода? Если это так, то пленительный Аполлон царствует в современном кинематографе. Ведь большая часть продукции киностудий - всякого фасона «ужастики» (триллер, мистика, фантастика). Такая продукция издается в миллионах экземплярах и востребована везде и всегда …

- Это болезнь человека, общества, культуры?

- Нет, это необходимо человеку, обществу, культуре.