МОСКОВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)

 

Кафедра социологии и гуманитарной культуры

 

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

Календарный план для студентов
Института современного бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2004


Предлагаемый календарный план по учебному курсу "Социология" поможет студенту сориентироваться в обширной тематике данного курса и в систематическом его изучении. Предназначен для студентов Института современного бизнеса.

 

Ответственный за выпуск

заведующий кафедрой Е.Д. КЛЕМЕНТЬЕВ

 

Примечание:

 

К каждому семинарскому занятию предлагается список литературы, в котором полужирным шрифтом указаны авторы, тексты которых размещены на веб-сайте кафедры (www.sociology.mephi.ru). Там же размещены необходимые учебно-методические материалы по курсу: словарь основных понятий и терминов, именной справочник, темы рефератов и докладов, задачи и упражнения и др.

 

E – mail: klementyev@mephi.ru

 

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

Лекции (34 часа)

 

1.         Становление социологии                       - 2 часа

2.         Социология М.Вебера                          - 2 часа

3.         Социология как наука                           - 2 часа

4.         Общество как социальная система       - 2 часа

5.         Культура                                              - 4 часа

6.         Социальный институт                           - 2 часа

7.         Семья как социальный институт          - 2 часа

8.         Социальная роль                                   - 2 часа

9.         Социальные общности                          - 2 часа

10.      Социальная стратификация                   - 2 часа

11.      Социальные движения                          - 2 часа

12.      Социальные конфликты                        - 2 часа

13.      Личность                                              - 2 часа

14.      Социализация                                        - 2 часа

15.      Развитие общества                               - 4 часа

 

Семинарские занятия (34 часа)

 

Занятие 1

 

ВВЕДЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.

 

1.          Социологические знания и горизонты личного опыта;

2.          Почему люди всегда живут сообществом?

3.          Обобщенный смысл зависимости людей друг от друга.

 

 

Занятие 2

 

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ.

 

1.          Возникновение социологического знания. (О. Конт).

2.          Социологические взгляды К. Маркса.

3.          Социология Э. Дюркгейма.

 

Литература

 

1. Дюркгейм. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии., 1991. С. 394-405, 508-510.

2. Конт О. Курс позитивной философии. \ Антология мировой философии. М., 1971. Т.3. С.553-566, 584-586.

3. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. - В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1958. Т. 13. С. 6-8.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1958. Т. 3. С. 19-38.

5. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. С. 11-15.

6. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какими объективными причинами было вызвано возникновение социологии как науки в середине 19 века?

2. Почему О. Конт первоначально называет социологию «социальной физикой»?

3. В чем заключаются основные различия между социальной статикой и социальной динамикой  в учении О.Конта? Закон трёх стадий?

4. Что я знаю о категории «социальный факт»?

5. Как трактует термин «аномия» Э.Дюркгейм? Как его можно использовать для анализа  современной социальной действительности?

6. Как «выглядит» классовая структура общества в социальном учении К.Маркса? По каким признакам «осуществляется» разделение на классы?

7. Какие общественно-экономические формации (способы производства) выделяет К.Маркс? Каков механизм смены одной формации другой?

 

 

Занятие 3

 

СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА

 

1.         Идеальный тип;

2.         Социальное действие;

3.         Принцип рациональности.

 

Литература

 

1.        Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. В кн.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 495-499;

2.        Вебер М. Основные социологические понятия. В кн.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602-630.

 

Вопросы для самопроверки

 

1.       Почему социологию М. Вебера называют «понимающая социология»?

2.       Какие типы социального действия выделяет М. Вебер?

3.       Как типы социального действия связаны с идеальным типом?

4.       Как типы социального действия связаны с принципом рациональности?

5.       В чём заключаются различия во взглядах Э. Дюркгейма и М. Вебера?

 

 

Занятие 4

 

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

1.         Предмет и методы социологии;

2.         Уровни и структура социологического знания;

3.         Эмпирическое социологическое исследование.

 

Литература

 

1.       Парсонс Т. Общий обзор. В кн.: Американская социология. М., 1972.

2.       Сорокин П.А. Структурная социология. В кн.: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 156-175.

 

Вопросы для самопроверки

 

1.         В чём состоит принципиальное отличие научного подхода от всех остальных способов получения знания?

2.         В чём состоит специфика предмета исследования социологии, и чем он отличается от предмета других наук об обществе?

3.         Что представляют собой «теории среднего уровня»? Какую роль они играют в развитии социологии как науки?

4.         Что такое «гипотеза», «выборка», «репрезентативная выборка» в эмпирическом исследовании?

5.         Какие методы сбора информации используют социологи в эмпирическом социологическом исследовании?

6.         Хочешь провести эмпирическое социологическое исследование? Для этого нужно: сформулировать идею, выдвинуть гипотезу (гипотезы), определиться с выборкой и методами исследования. А также провести полевое исследование и обработать полученную информацию. И, наконец, подготовить отчёт и доложить о результатах на семинарском занятии.

 

 

Занятие 5

 

ОБЩЕСТВО

 

1.         Социальные контакты и социальные действия;

2.         Социальные взаимодействия и социальные отношения;

3.         Понятие социальной системы.

 

Литература

1.         Вебер М. Основные социологические понятия. В кн.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602-633

2.         Парсонс Т. Системы современных обществ. М., 1997.

3.         Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. С. 14-21.

4.         Смит А. Исследования о природе богатства народов. М., 1935.

5.         Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 190.

 

Вопросы для самопроверки

 

1.         Что понимал под социальным действием М.Вебер? Какова последовательность совершения социального действия?

2.         Какова роль потребностей и мотивов в социальном действии?

3.         Какие можно выделить основные типы взаимодействий и в чем заключаются их особенности?

4.         Каким образом возникают социальные отношения из взаимодействий? Чем они отличаются друг от друга?

5.         В чем состоит специфика общества как социальной системы? Из каких элементов состоит эта система?

6.         «Общество как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни» (Дж. Сантаяна)

 

 

Занятие 6

 

КУЛЬТУРА

 

1.         Понятие и структура культуры;

2.         Культура и цивилизация;

3.         Культура и общество.

 

Литература

 

1.       Горохов В.Ф. Культурология: Учебное пособие. М.: МИФИ, 2001. С. 135-174

2.       Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. С. 48-76

3.       Сорокин П.А. Социокультурная динамика. В кн.: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 427-435

4.       Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры. - В кн.: Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х тт. М., 1993. Т.3.

5.       Шпенглер О. Закат Европы. В кн.: Антология культурологической мысли. М., 1996.

Вопросы для самопроверки

 

1.       Каковы различия между обществом и культурой?

2.       Можно ли считать синонимами термины: «культура» и «цивилизация»?

3.       Каким образом культура «скрепляет» и «пронизывает» общество?

4.       Какое значение имеет язык как средство социального общения? Почему латынь называют «мертвым языком»?

5.       Чем отличаются символические коммуникации среди людей от коммуникаций среди животных?

 

Занятие 7

 

КУЛЬТУРА

 

1. Сущность и феномены культуры;

2. Субкультура и контркультура;

3. Массовая и элитарная культура.

 

Литература

 

1.       Горохов В.Ф. Культурология: Учебное пособие. М.: МИФИ, 2001. С.174-248;

2.       Зиммель Г. О сущности культуры. В кн.: Зиммель Г. Избранное в 2-х тт. Т. 1. М., 1996. С. 475-483;

3.       Бердяев Н.А. О культуре. - В кн.: Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994;

4.       Прохоров А.В., Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия. - "Вопросы философии". 1989. * 6. С. 71-74;

5.       Ницше Ф. Антихрист. - В кн., Сумерки богов. М., 1989. С. 19-20;

6.       Фрейд З. Будущее одной иллюзии. - В кн.: Сумерки богов. М., 1989.

 

Вопросы для самопроверки

 

1.       Какие изменения произошли в культуре после появления письменности, типографского станка?

2.       Какие изменения произошли в культуре после появления компьютера, Интернет?

3.       Могу я объяснить различия между  понятиями субкультуры и контркультуры, в том числе и на конкретных примерах?

4.       Могу я объяснить различия между  элитарной и массовой культурой, в том числе и на конкретных примерах?

5.       Что есть миф, символ, ритуал как универсальные феномены культуры?

 

 

 

 

Занятие 8

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

1.         Понятие социального института. Институализация;

2.         Признаки и функции социального института;

3.         Типология социальных институтов.

 

Литература

 

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 98.

2. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. ( У11. "Институт" и "Союз"). - В кн.: М.Вебер. Избранные произведения. М., 1990.

 

Вопросы для самопроверки

 

1.       Что такое социальный институт? Дайте исчерпывающее объяснение каждого компонента определения социального института;

2.       Каким образом формируется социальный институт? Какова последовательность процесса институализации?

3.       Каковы основные функции социальных институтов? Как они соотносятся друг с другом?

4.       Назовите основные  социальные институты современного общества и их признаки;

5.       Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы и противоречия института образования в современном обществе?

 

 

Занятие 9

 

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

1.         Социальные функции семьи.

2.         Родство - брак - семья.

3.         Индивидуальная половая любовь как основа семьи.

 

Литература

 

1.         Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 12.

2.         Белов В.И. Супружеская конфликтность. (www.sociology.mephi.ru)

Вопросы для самопроверки

 

1.       Почему институт семьи считается базовым в любом обществе?  Каковы основные функции семьи?

2.       Что представляет собой брак как социальное явление?

3.       Какие формы брака обычно различают исследователи семейных отношений?

4.       Что такое неполная семья? Как с ней «бороться»?

5.       Есть ли у семьи будущее? Действительно ли мы «переживаем» начало распада института семьи?

 

 

Занятие 10

 

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

 

1.       Социальные статусы и социальные роли;

2.       Девиация, делинквентность, конформизм;

3.       Социальный контроль.

 

Литература

 

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 43

2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Л., 1992. С. 175-183.

3. Гофман Э. Представление себя другим. - В кн.: Современная зарубежная  социальная психология. М., 1984. С. 188-196.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1.       Что такое предписанный статус? Существуют ли предписанные статусы в современном обществе?

2.       Каковы положительные и отрицательные стороны достигаемых статусов? Существуют ли общества только с достигаемыми статусами?

3.       Каковы основные экспектации любой социальной роли по Т. Парсонсу?

4.       Кто такие девианты и конформисты? Мои «встречи» и с теми и с другими.

5.       Какие социологические теории делинквентного поведения я знаю?

6.       Что есть социальный контроль? В каких формах он существует?

 

 

Занятие 11

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

 

1.         Социальные группы и их типология.

2.         Социальные организации.

3.         Массовые общности.

 

Литература

 

1.       Блау П. Исследования формальных организаций. В кн.: Американская социология. М., 1972. С. 93-106

2.       Кули Ч. Первичные группы. В кн.: Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 328-333

3.       Миллз Т. О социологии малых групп. В кн.: Американская социология. М., 1972. С. 82-93

4.       Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен. - В кн.: Современная зарубежная социальная психология. М., 1984. С. 82-90.

5.       Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - "Вопросы философии". 1989. №3.

6.       Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 95.

7.       Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.

 

Вопросы для самопроверки

 

1.       Каковы признаки первичной и вторичной социальных групп?

2.       Что заставляет людей объединяться в организации?

3.       В чем состоит социологическая трактовка бюрократии?

4.       Каковы специфические отличия массовых общностей?

5.       В чем состоит отличие понятий «этнос» и «нация»?

 

 

Занятие 12

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

 

1. Понятие социальной стратификации. Формы и исторические типы стратификации;

2. Социальная мобильность;

3. Классовая структура современного российского общества.

 

 

Литература

 

1.       Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности. В кн.: Американская социология. М., 1972. С;

2.       Вебер М. Основные понятия стратификации. - Соц.иссл., 1994,  5;

3.       Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. В кн.: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992;

4.       Сорокин П.А. Социальная мобильность, её формы и флуктуации. - В кн.: Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992;

5.       Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности. – В кн.: Американская социология. М., 1972. С. 244.

 

Вопросы для самопроверки

 

1.       Как можно определить социальную стратификацию? Каковы системы стратификации в современном обществе?

2.       Каковы основные характеристики исторических типов социальной стратификации? В чем их сходство и различие?

3.       Какова типология социальной мобильности? Каик факторы влияют на социальную мобильность?

4.       Понятие маргинальности. Маргинальная личность. Мои «встречи» с маргиналами.

5.       Какие 10 видов занятий (специальностей, профессий), имеют, по вашему мнению, наивысший престиж в современной России?

6.       Могут ли естественные различия между мужчиной и женщиной привести к социальному неравенству?

 

 

Занятие 13

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

 

1.         Понятие и классификация социальных движений;

2.         Особенности молодежных движений;

3.         Феминистское движение.

 

Литература

 

1.         Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 583- 589.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. В чем отличие социальных движений от социальных институтов и формальных организаций?

2. Как возможно классифицировать социальные движения, по каким критериям (основаниям)?

3. В чем состоят особенности молодежных движений? Какие из ныне существующих вы знаете?

4. Могу ли я рассказать об одном из молодежных движений, используя  знания социологической теории?

5. Имеет ли смысл феминистское движение? (мужской и женский вариант).

 

Занятие 14

 

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

 

1.       Конфликтологическое направление в социологии;

2.       Понятие конфликта. Типология конфликтов;     

3.       Динамика конфликта или стадии развития конфликта.

 

 

Литература

 

1.       Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. - Соц. исслед., 1994, 5;

2.       Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996. С. 100-129;

3.       Мнацаканян М.О. О природе социальных конфликтов в современной России. - Соц. исслед., 1997, № 6.

Белов В.И. Конфликты и культура их разрешения. (www.sociology.mephi.ru)

 

Вопросы для самопроверки

 

1.       Имеет ли социальный конфликт положительное значение? Если «да», то в чем оно заключается? Если «нет», то в чем его вред?

2.       «Социальный конфликт - оборотная сторона всякой интеграции» Р. Дарендорф.

3.       Как возможно классифицировать социальные конфликты?  По каким критериям (основаниям)?

4.       Какие способы разрешения конфликта обычно выделяют? Какие, на ваш взгляд, наиболее предпочтительны?

5.       Могу ли я рассказать об одном конфликте, в котором непосредственно участвовал, или наблюдал, или о котором прочитал, используя знания теории конфликтов?

 

Занятие 15

 

ЛИЧНОСТЬ

 

1.       Социологическая трактовка личности;

2.       Структура личности и психика;

3.       Типология личности.

 

Литература

 

1.       Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. С. 31-66.

2.       Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1992. С. 16-25.

3.       Бердяев Н.А. О духовной буржуазности. - "Философские науки" *5.

4.       Ковалевский М.М. Взаимоотношение свободы и общественной солидарности. - В кн.: Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991. С. 270.

5.       Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ( Эмоции). М., 1946.

6.       Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 53-99 , 380-387.

7.       Юнг К. Психологические типы. М., 1995. С. 6о8-624.

 

Вопросы для самопроверки

 

1.       Почему необходимо рассматривать личность, по крайней мере, с точки зрения двух наук - психологии и социологии?

2.       Можно ли говорить об автономности личности, если она несет ответственность за свои поступки?

3.       Что представляет собой структура личности в «Я-концепции»?

4.       Что представляет собой структура личности в психоанализе?

5.       Какие типы личностей я знаю? (Можно предложить свою типологию).

6.       Каковы основные факторы, определяющие социальное положение личности?

7.       «Человек - это личность, действующая на основании нелогичных допущений» (А. Эллис).

 

 

 
 
 
Занятие 16

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

1.         Становление социального «Я».

2.         Процесс социализации и его этапы.

3.         Агенты и институты социализации.

 

 

Литература

 

1.       Берн Э. Люди, которые играют в игры. М., 1992. С. 175-183.

2.       Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. В кн.: Эрик Г. Эриксон  Детство и общество. СПб, 1996. С. 6-22.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1.       Каковы основные социальные факторы, влияющие на поведение человека?

2.       Как связаны между собой понятия «культура» и «социализация»?

3.       Какие типы социализации обычно выделяют? В чем основное назначение каждого из них?

4.       Каковы основные этапы формирования личности?

5.       Каковы основные агенты и институты социализации?

6.       В чем сущность эгоцентризма и альтруизма?

 

Занятие 17

 

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

 

1.       Эволюционистская и плюралистическая парадигма развития общества.

2.       Теория технологических революций.

3.       «Конец истории», столкновение цивилизаций и глобализация.

 

Литература

 

1.       Гидденс Э. Социология. М., 1999. Главы 16 и 20.

2.       Данилевский Н.Я.  Россия и Европа. М., 1991.

3.       Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. М., 1988.

4.       Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. Нобелевская лекция. - В кн.: Антология культурологической мысли. М., 1996. С. 334-337.

5.       Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

 

Вопросы для самопроверки

 

1.       В чем суть эволюционистской парадигмы развития общества?

2.       В чем суть плюралистической парадигмы развития общества?

3.       Что есть технологическая революция? Как возможно изменение социальных отношений под влиянием  технических новинок?

4.       Что есть глобализация социальной жизни? Против чего выступают антиглобалисты?

5.       В чем смысл и суть социального прогресса?

6.       Каковы основные различия между западной и восточной цивилизациями? К какой из них относится современная Россия?

 

Вопросы к зачету по курсу социологии

 

1.         Возникновение социологического знания (О.Конт )

2.         Социология Э.Дюркгейма

3.         Социологические взгляды К.Маркса

4.         "Понимающая социология" М.Вебера

5.         Предмет и методы социологии

6.         Уровни и структура социологического знания

7.         Эмпирическое социологическое исследование

8.         Социальные взаимодействия и социальные отношения

9.         Понятие социальной системы. Структурно-функциональный подход

10.      Понятие, функции и типология социальных институтов

11.      Семья как социальный институт

12.      Понятие, структура, социальные функции культуры

13.      Социальные статусы и социальные роли

14.      Конформность и девиантное поведение

15.      Социальный контроль и его формы

16.      Социальные группы и их типология

17.      Социальные организации

18.      Этнические общности

19.      Понятие и формы социальной стратификации

20.      Исторические типы стратификации

21.      Социальная мобильность

22.      Социальные движения

23.      Социальные конфликты

24.      Социологическая трактовка личности

25.      Структура личности и психика

26.      Типология личности

27.      Процесс социализации и его этапы

28.      Агенты и институты социализации

29.      Эволюционные теории развития общества

30.      Исторический материализм как теория развития общества

31.      Теории циклического развития общества

32.      Проблемы глобализации в современном мире

 

УЧЕБНИКИ

 

1.   Кравченко А.И. Социология. Учебник для высшей школы;

2.   Радугин А.А. Радугин К.А. Социология;

3.   Фролов С.С. Социология.