И.М. НОВОХАТЬКО
ОБ ИСТОКАХ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ Л.С.
ВЫГОТСКОГО
Как известно, изначально ребенок
самосознанием не обладает, и первые формы своей личностной организации, т.е.
элементарнейшие способы осознания своего бытия он обретает в такой конкретной
ситуации, внутри которой самосознание уже существует объективно. Это самосознание взрослого человека, в первую очередь
самосознание матери, и вырабатываемые младенцем простейшие формы сознания –
суть моменты ее (матери) самосознания. Сознание младенца – характеристика ее
самосознания, сознание ребенка включено в структуру самосознания матери.
Формальный исходный пункт – инстинктивная
индивидуальная жизнь ребенка – существует на деле лишь как абстракция,
поскольку реально с первых часов своего рождения имеет только один путь к внешнему
миру – через другого человека, через совместную деятельность с другим человеком.
И если физически он отделяется от матери в момент разрыва
связывающей их пуповины, то биологически он все еще зависит от нее вплоть до выработки
навыка самостоятельной ходьбы, а психологически выделяет себя, постепенно
выявляет свое «я» из первичной и психологически единой с нею непосредственной
общности лишь за пределами младенческого периода, в раннем детстве. Это первоначальное сознание психической общности, которое
предшествует возникновению сознания собственной личности (т.е. сознания дифференцированного
и выделенного «я»), является сознанием «мы», но не тем подвижным, сложным,
включающим уже «я» сознанием позднего «мы», которое возникает в более старшем
возрасте.
Известный советский
психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934) для поиска и обнаружения оснований
для периодизации психического развития ребенка предложил новое по своей
методологии решение – найти и детально исследовать диалектически-противоречивый
способ связи между необходимостью включения ребенка в постоянно усложняющийся
ансамбль общественных отношений с окружающими его людьми и невозможностью со
своей стороны объективно реализовать общение с ними. «Периоды» детства – это относительно устойчивые этапы
выработки ребенком средств общения, которые суть не что иное, как средства
разрешения противоречий, возникающих перед ним в процессе его онтогенеза.
В понимании Л.С. Выготского такими
орудиями и выступают человеческая речь, нравственные и эстетические нормы,
научно-теоретические понятия, правовые регуляторы общественной жизни и т.д.
Л.С. Выготский внимательнейшим образом
изучил фактическую сторону исследований французских психологов А. Валлона и Г.
Компейрэ, посвященных проблеме формирования у ребенка первых представлений о
собственном теле, и при этом обратил внимание на одно «фундаментальное», по его
мнению, обстоятельство. Оно отражает неспособность младенца даже выделить свое тело из мира других окружающих
его тел, а тем более осознать свое
тело и свое самостоятельное существование. Как показывают исследования А.
Валлона, ребенок вначале действительно не выделяет своего тела из окружающего
мира вещей. Более того, он раньше приходит к осознанию внешних предметов, чем
узнает свое тело. На различные части своего собственного тела ребенок смотрит
как на посторонние предметы, и прежде чем он осознает их своими, он
бессознательно научается координировать движения рук и глаз.
Эта особенность психической жизни младенца
стала предметом психологического анализа в исследованиях многих психологов.
Так, например, Г. Компейрэ характеризует эту сторону психической жизни ребенка
как лишенную своего центра сознания («я», «личности»). Эту форму психической
активности нет оснований даже именовать сознанием.
Об этом периоде развития ребенка, отмечает
Л.С. Выготский, можно сказать так: он живет и сам не осознает своей собственной
жизни. «Но если нет еще самосознания, то существуют, несомненно, с первых дней
смутно чувствуемые и, следовательно, сознающиеся впечатления. Г. Компейрэ
совершенно прав, когда характеризует первоначальное сознание младенца как
пассивное. Различая пассивные и активные, страдательные и действенные
психические состояния, можно с полным правом утверждать, что первоначальное
сознание младенца еще вовсе лишено активных, т.е. внутренне определяемых
личностью, психических состояний. В этом смысле можно сказать, что ребенок
пробегает в указанном периоде животнообразную стадию развития, которая
отличается отсутствием сознания своей деятельности, своей личности».[1]
Таким образом, изначально существует
единая целостность, исходная психическая общность младенца и матери. Именно
внутри нее возникают и развиваются в дальнейшем простейшие исходные формы
сознания и самосознания ребенка.