А.А. ПОСКРЯКОВ
Московский инженерно-физический институт
(государственный университет)
ИННОВАЦИОННО-КУЛЬТУРНАЯ
СТРАТИФИКАЦИЯ: ВОЗМОЖНЫЙ ПОДХОД
История общества может быть раскрыта как
история инновационно-культурных изменений, которые влекут за собой трансформацию
инновационной стратификации общества по критерию отношения к новому
(владения, использования, распоряжения новым). Новое в обществе существует
как вещь, идея и социальное отношение (например, экономические, гендерные,
межэтнические отношения). Вещный аспект инновационной стратификации моделирует
ее идеаторный и реляционный аспекты, но не полностью. Рассмотрим подробнее
именно вещный аспект инновационно-культурной стратификации общества на уровне повседневности,
т. е. рутинной, стандартной, регулярно воспроизводимой деятельности.
В социологии сегодня принято
выделять три типа (три сменяющие друг друга стадии) отношения людей к вещам,
хотя жесткого поименования этих типов нет. Я бы назвал их благоговейно-общинным (1), потребительски-функциональным (2) и стилистически-гармоническим (3). Первый тип характерен для
традиционной (дофабричной) ремесленной культуры, второй – для культуры
индустриального массового потребительского общества и третий тип – для общества
постиндустриального, “модернового”. Все три типа одновременно представлены и в инновационно-культурной
стратификации в современной России. При этом, нельзя проводить жесткой
корреляции между шкалами инновационной стратификации и классической социальной
стратификации. Некорректность такого сопоставления обусловлена тем, что новое
часто мимикрирует под старое (и наоборот), а вместе с ним изменяется
(качественно и количественно) и портрет социального субъекта-носителя (владельца,
пользователя, распорядителя) нового. В этом смысле парвеню-собиратель антиквариата
(старого?) - это все еще потребительски-функциональный инновационно-культурный
тип, а не человек, преодолевающий таким образом стилистический дискомфорт повседневной
жизни.
Благоговейно-общинное
отношение к вещи,
ее одухотворение, как характеристика распространенного и сегодня жизненного
типа, помещает такого человека (группу) в консервативную стратификационную
нишу. Вещи здесь накапливаются, берегутся, передаются из поколения в поколение.
За вещами ухаживают. Та или иная вещь напрямую социально позиционирует своего
владельца. Новое (в том числе и новая вещь) в этой социальной среде
(традиционное и раннеиндустриальное общество) часто принципиально отторгается,
и именно по социально-табуированным мотивам, а не по неким эстетическим
соображениям (классический пример – старообрядчество). Община понимается здесь
не как ближайшее окружение, а как некое более широкое социально-историческое пространство, замкнутое в предании.
В крайнем своем проявлении – это человек-ретроград, а может быть и мракобес. Вместе
с тем, роль исторического и социального культуртрегера, своеобразного медиума в
этом случае берет на себя, как это часто и бывает, инновационно-культурный
маргинал, “выпавший из гнезда” отщепенец, фальсификатор, а именно тот, кто
готов “не быть здесь”, а пусть и “притворяться”, но “там”. Как говорил герой
Мэтта Деймона в фильме “Талантливый мистер Рипли”, - “лучше притворяться
кем-то, чем быть никем”. Именно этот тип-мистификатор носил в свое время
манишку и накладные манжеты, подделывал документы, картины, скульптуры. По
свидетельству Дж. Вазари в подобную авантюру был втянут и молодой флорентинец,
закопавший собственное творение в землю, а потом счастливо нашедший “античную” скульптуру
и выгодно продавший ее в Риме. Молодого человека звали Микеланджело Буонарроти,
а скульптуру “Спящий купидон”.[1]
Потребительски-функциональное отношение к новой вещи в массовой повседневности
знаменуется отказом от благоговения перед ней. Новинки с калейдоскопической
быстротой сменяют друг друга. Отношение к вещам становится ситуативным. Все
более распространенными оказываются одноразовые вещи, одноразовые связи,
одноразовые люди… В этом обществе массового потребления патологический тип – не
фанатик-собиратель старины, а тот, кто все “дни нашей жизни” проводит в бесконечной
погоне за новинками. Модельный тип – “просто мещанин”.
Стилистически-гармоническое
отношение к новой
вещи предполагает ее использование в единстве функционально-потребительских,
эргономически-экологических и эстетических характеристик в гармонии с социумом.
Этот тип все более полно и широко связан с проявляющейся тенденцией “развеществления”
жизни.[2]. Модельный тип здесь – заядлый автомобилист, пересевший на велосипед
в Брюсселе. Патологический тип – эстетствующий сибарит, заменивший стилем жизни
саму жизнь.
Список
литературы
1. Дж.
Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи
Возрождения. М., 1992.
2.
Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.