В.Ф.
ГОРОХОВ
Архетип является
актуальной общенаучной проблемой, занимающей умы исследователей в течение
многих столетий.
В вопросе понимания и
толкования архетипа можно выделить философский, теологический, биологический,
психологический и культурологический подходы. Своими корнями идея архетипа
восходит к ранней греческой философии. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит
и другие философы пытались найти некий общий источник, изначальную субстанцию,
первопричину (архе), лежащую в основе всех вещей. В определённом смысле и
платоновский мир сверхчувственных идей может рассматриваться как архетипичный
мир, к которому восходят чувственные вещи и реальные социальные объекты
(например, государство). Более определённо проблема архетипа разрабатывается христианскими
апологетами Филоном, Иринеем, Августином, Эриугеной. Последний
считал, что архетипы всех вещей содержатся в Логосе или всеведении Бога. Святой
Дух делает эти модели действующими, выводя из них всё индивидуальное.
Разворачиваясь в универсуме, проходя определённый путь, они возвращаются к
изначальным архетипам, не утрачивая при этом своей индивидуальности.
Концепцию архетипа в
естествознании в 1846 году выдвинул английский зоолог Ричард Оуэн (1804-1892).
Изучая животный мир, он пришёл к выводу, что, как существующие, так и вымершие
животные обладают общими признаками, свойственными скелету различных
позвоночных. Все они восходят к идеальному типу скелета. Изучение реальных животных
должно идти путём нахождения частей, гомологичных универсальному архетипу.
Фундаментальную
психоаналитическую концепцию архетипа создал К. Юнг. Для него архетипы являются
структурными элементами коллективной неосознанности, лежащими в зародыше
возможности всех психологических переживаний и процессов. Архетипы содержат
образцы поведения, которые являются повсюду одними и теми же у всех индивидов.
С архетипами К. Юнг связывает начало человеческой культуры.
В
культурологическом аспекте архетипы рассматриваются как обобщённые
фундаментальные, так и специфические искусственные образования, глубоко
укоренившиеся в сознании и поведении людей, формирующие константные модели
жизни, её понимания и объяснения, а также культуротворческой деятельности,
имеющие непреходящий характер.
Содержание
культурного архетипа составляет типическое в культуре и в представлениях о ней.
Анализ становления и развития культуры как таковой и отдельных культур
показывает, что в определённые периоды культурогенеза создаются базовые модели,
являющиеся отправной точкой всего последующего движения культуры. Культурологи
склонны считать, что имеют место архетипы на уровне всего человечества,
региональных и этнических образований. Общечеловеческие архетипы
трансформируются в региональные и этнические путём наполнения “местным” материалом
и детализации всеобщих схем.
Архетипы - это не
только идеальные модели и схемы сознания, но и структуры реального бытия культуры.
В её историческом развитии могут формироваться такие образования, которые
служат источником всего последующего культурного развития, являются своего рода
критерием и образцом для подражания, фундаментом мышления и действия. Таким реальным
архетипом для европейских народов стала эллинская культура. Греки создали
образцовую культуру, которая послужила отправной точкой практически для всех
европейских народов. Ее главными признаками являются: гетерогенность
(расчленённость) и автономность всех элементов, их тесная взаимосвязь и
сбалансированность, органичное единство духовных, материальных и социальных
начал. Греки породили не только обобщенный (фундаментальный), но также
специфические (элементные) и частные архетипы. В качестве специфических
архетипов могут рассматриваться мифология, философия, литература, театр, право,
архитектура, скульптура, архетипы власти и прочие.
В греческой культуре
сформировались и частные архетипы, носящие универсальный характер. К ним можно
отнести архетипы уязвимости (Ахиллес), силы (Геракл), коварства (Прокруст),
красоты (Афродита), самовлюблённости (Нарцисс), бессмысленного труда (Сизиф),
несгибаемости и самопожертвования (Прометей) и др. Практически во всех культурах
народов Европы имеются подобные или сходные по духу образы.
Вероятно, что архетипы культуры, имея константный характер, всё же не являются абсолютными на все времена.
История человеческой культуры так причудливо плетёт свою сеть, что архетипы
разных культур могут интегрироваться в
новые, примером чего является христианский культурный архетип. Не исключено,
что мы, ныне живущие, являемся свидетелями зарождения принципиально нового,
глобального архетипа культуры, радикально меняющего весь ее облик - архетипа
технокультуры.