ПОЛИТОЛОГИЯ
К теме 1 «Власть»
Ф. НИЦШЕ
АНТИХРИСТ[1]
Проклятие христианству
Что хорошо? – Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть.
Что дурно? – Все, что происходит от слабости.
Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия.
Не удовлетворенность, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота способностей (добродетель в стиле Ренессанс, virtu, добродетель, свободная от моралина).
Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом.
Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым – христианство.
Моя проблема не в том, как завершает собою человечество последовательный ряд сменяющихся существ (человек – это конец), но такой тип человека следует взрастить, такой тип желателен, как более ценный, более достойный жизни, будущности.
Человечество не представляет собой развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. «Прогресс» есть лишь современная идея, иначе говоря, фальшивая идея. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения, поступательное развитие решительно не представляет собой какой-либо необходимости повышения, усиления.
Совсем в ином смысле, в единичных случаях на различных территориях земного шара и среди различных культур, удается проявление того, что фактически представляет собой высший тип, что по отношению к целому человечеству представляет род сверх-человека.
Нечего приукрашивать и
выряжать христианство – оно вело борьбу не на жизнь, а насмерть с высшим типом
человека, оно предало анафеме все основные инстинкты этого типа; из этих
инстинктов оно выцедило понятие зла, злого человека в чистом виде: сильный человек
сделался негодным человеком, типичным «отверженцем», «порочным» человеком.
Христианство приняло сторону всех слабых, униженных, уродливых, неудачников;
свой идеал оно составило по противоположности инстинктам сохранения жизни,
жизни в силе; христианство внесло порчу в самый разум даже духовно-сильных
натур, научив их в самых высших духовных ценностях чувствовать заблуждение,
греховность, искушение. Самый
прискорбный случай – Паскаль, испорченный верой в то,
что разум испорчен первородным грехом, тогда как испорчен он лишь
христианством!..
ECCE HOMO[2]
Почему я являюсь роком
Я гораздо более ужасный
человек, чем кто-либо из существовавших до сих пор; это не исключает того, что
я буду самым благодетельным. Я знаю радость уничтожения
в степени, соразмерной моей силе
уничтожения – в том и другом я повинуюсь своей дионисической натуре, которая не
умеет отделять отрицания от утверждения.
Я первый имморалист: поэтому я истребитель par excellence
(лат.: по преимуществу – прим. составителей).
В сущности, в моем слове имморалист заключается два отрицания. Я отрицаю, во-первых, тип
человека, который до сих пор считался самым высоким, - добрых, доброжелательных, благодетельных; я отрицаю, во-вторых, тот
род морали, который, как мораль сама по себе, достиг значения и господства, -
мораль decadence (франц.: упадок, разложение), говоря осязательнее, христианскую мораль.
Понятие “Бог”
выдумано как противоположность понятию жизни – в нем все вредное, отравляющее,
клеветническое, вся смертельная вражда к жизни сведены в ужасающее единство!
Понятие “по ту сторону”,
“истинный мир” выдуманы, чтобы обесценить единственный
мир, который существует. Понятия “душа”, “дух”, в конце концов, даже
“бессмертная душа” выдуманы, чтобы презирать тело, чтобы сделать его “святым”,
чтобы всему, что в жизни заслуживает серьезного отношения, вопросам питания,
жилища, духовной диеты, ухода за больными, чистоплотности, климата,
противопоставить ужасное легкомыслие!