К теме
«ВЛАСТЬ»
Н.
МАКИАВЕЛЛИ[*]
Государь.
Глава IX. О гражданском единовластии**
Перейду теперь к тем случаям, когда
человек делается государем своего отечества не путем злодеяний и беззаконий, но
в силу благоволения сограждан – для чего требуется не собственно доблесть или
удача, но скорее удачливая хитрость. Надобно сказать, что такого рода
единовластие – его можно назвать гражданским – учреждается по требованию либо
знати, либо народа. Ибо нет города, где не обособились бы два этих начала:
знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в
подчинении и угнетении; столкновение же этих начал разрешается трояко: либо
единовластием, либо безначалием, либо свободой.
Единовластие учреждается либо знатью, либо
народом, в зависимости от того, кому первому представится удобный случай.
Знать, видя, что она не может противостоять народу, возвышает кого-нибудь из своих и провозглашает его государем, чтобы за его спиной
утолить свои вожделения. Так же и народ, видя, что не может сопротивляться знати,
возвышает кого-либо одного, чтобы в его власти обрести для себя защиту. Тому,
кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого
привел к власти народ, так как если государь окружен знатью, которая почитает
себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ
действий. Тогда как тот, кого привел к власти народ, правит один, и вокруг него
нет никого или почти никого, кто не желал бы ему повиноваться. Кроме того,
нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно –
требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать
желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным. Сверх того, с
враждебным народом ничего нельзя поделать, ибо он многочислен, а со знатью – можно,
ибо она малочисленна. Народ, на худой конец, отвернется от государя, тогда как
от враждебной знати можно ждать не только того, что она отвернется от государя,
но даже пойдет против него, ибо она дальновидней, хитрее, загодя ищет путей к
спасению и заискивает перед тем, кто сильнее. И еще добавлю, что государь не
волен выбирать народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать,
приближать или подвергать опале ...
Так что если государь пришел к власти с
помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем нетрудно,
ибо народ требует только, чтобы его не угнетали. Но если государя привела к
власти знать наперекор народу, то первый его долг – заручиться дружбой народа,
что опять-таки нетрудно сделать, если взять народ под свою защиту. Люди же
таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно
привязываются к благодетелям, поэтому народ еще больше расположится к государю,
чем, если бы он сам привел его к власти ...
Если государь бесстрашен, не падает духом
в несчастье, не упускает нужных приготовлений для обороны и умеет
распоряжениями своими и мужеством вселить бодрость в тех, кто его окружает, он
никогда не обманется в народе и убедится в прочности подобной опоры.
Обычно в таких случаях власть государя
оказывается под угрозой при переходе от гражданского строя к абсолютному
– так как государи правят либо посредством магистрата, либо единолично. В
первом случае положение государя слабее и уязвимее,
ибо он всецело зависит от воли граждан, из которых состоит магистрат, они же
могут лишить его власти в любое, а тем более в трудное, время, то есть могут
либо выступить против него, либо уклониться от выполнения его распоряжений. И
тут, перед лицом опасности, поздно присваивать себе абсолютную власть, так как
граждане и подданные, привыкнув исполнять распоряжения магистрата, не станут в
трудных обстоятельствах подчиняться приказам государя. Оттого-то
в тяжелое время у государя всегда будет недостаток в надежных людях, ибо нельзя
верить тому, что видишь в спокойное время, когда граждане нуждаются в
государстве: тут каждый спешит с посулами, каждый, благо смерть далеко,
изъявляет готовность пожертвовать жизнью за государя, но когда государство в
трудное время испытывает нужду в своих гражданах, их объявляется немного.
И подобная проверка тем опасней, что она бывает всего однажды. Поэтому мудрому
государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых
обстоятельствах имели потребность в государе и в государстве, - только тогда он
сможет положиться на их верность.
[*] Макиавелли Никколо (1469 – 1527) – общественный деятель Италии, политический
мыслитель, историк. Ради упрочения государства считал допустимыми любые
средства. Отсюда – термин «макиавеллизм» для определения политики,
пренебрегающей нормами морали («Государь» - основной труд Макиавелли).
** Макиавелли Н. Государь. М., Планета, 1990. С. 29-32.