И.А. ИЛЬИН*
ПУТЬ
ДУХОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ**
Глава
девятая. О ГОСУДАРСТВЕ
1. Его живая основа
Государство, в его духовной сущности, есть
не что иное, как родина, оформленная и
объединенная публичным правом; или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы, и сжившихся в единство
на почве духовной культуры и
правосознания. Строго говоря, этим все уже сказано.
Первая и основная аксиома политики
утверждает, что право и государство
возникают из внутреннего, духовного мира человека, создаются именно для духа и ради духа и осуществляются через посредство правосознания.
Государство совсем не есть «система внешнего порядка», осуществляющаяся через
внешние поступки людей. Оно совсем не сводится к тому, что «кто-то написал»,
«подписал», «приказал»; что «какие-то люди куда-то пошли», «собрались»,
«говорили», «кричали», «не давали друг другу говорить», «решили»; что «массы
народа скопились на улице», что «собрание было распущено полицией», что «начали
стрелять», «убили стольких-то», «посадили в тюрьму стольких-то» и т.д. и т.д.
Словом, внешние проявления политической
жизни совсем не составляют самую политическую жизнь; внешнее принуждение,
меры подавления и расправы, к которым государственная власть бывает вынуждена
прибегать, совсем не определяют сущность
государства.
На самом деле государство творится внутренне, душевно и духовно; и
государственная жизнь только отражается во внешних поступках людей, а
совершается и протекает в их душе; ее орудием, или органом, является человеческое правосознание. Разложение
государства или какого-нибудь политического строя состоит не просто во внешнем
беспорядке, в анархии, в уличных погромах, в убийствах и сражениях гражданской
войны. Все это – лишь зрелые плоды или проявления уже состоявшегося внутреннего разложения. Можно было бы сказать:
настоящая политическая жизнь не кричит в собраниях и парламентах и не буйствует
на улицах; - она молчит в глубине
национального правосознания; а крики, буйство и стрельба – это только
страстные и чаще всего нездоровые взрывы внутренней политической жизни.
Политический гений, великий государственный человек умеет прислушиваться к этому молчащему правосознанию своего народа – и
считаться с ним; мало того, он отождествляется
с ним; он говорит и действует из него;
и если он обращается к нему, то и народ, узнав его чутьем, прислушивается к
нему и следует за ним. Таким образом, народ и его вождь встречаются и
объединяются друг с другом в той таинственной глубине, где живет любовь к родине и иррациональное государственно-политическое настроение.
Здоровая, государственно настроенная душа
воспринимает свою родину как живое
правовое единство и участвует в этом единении своим правосознанием; это значит, что гражданин признает государство в порядке
добровольного самообязывания и
называет его «мое государство» или «наше государство».
А вот государственная принадлежность, не
наполненная живой любовью гражданина к его родине и к его народу, и не
закрепленная его добровольным самообязыванием, может очень легко создать
политическую иллюзию: появляются целые слои мнимых
граждан, которые не принимают к сердцу ни жизни, ни интереса «своего»
государства, одни по национальным побуждениям
(они в душе причисляют себя к другому народу), другие – по хозяйственным соображениям (они заинтересованы в смысле
промышленности и торговли в процветании другого государства), третьи – по социально-революционным мотивам (они желают
«своему» государству всяческого неуспеха и военных неудач)… Все эти «граждане»
принадлежат к государству только формально-юридически; а душевно и духовно они
остаются ему чуждыми, может быть прямо враждебными, не то вредителями, не то предателями.
Если в государстве имеются целые народности, или целые социально-хозяйственные
классы, или целые политические партии, которые упорствуют в своем нелояльном
обособлении, а может быть, и вступают в заговоры, то политическая опасность
превращается в настоящую угрозу…
Бесспорно, государство не призвано
проповедовать людям нравственность и добродетель, или принуждать людей к любви,
совестливости и духовности. Напротив, государство скорее предполагает эти достоинства в человеческих душах, как бы подразумевает их и опирается на них. Но горе ему, если оно довольствуется тем, что
«подразумевает» эти достоинства в своих гражданах и если в его пределах нет
свободных организаций и частных сил, которые идут ему навстречу в деле
насаждения в душах добра, духовности и патриотизма! Принудить человека к любви
и духовности нельзя; но его можно и должно воспитывать
к духу и любви, и государственная школа, несомненно, должна быть проникнута
этим стремлением. Высшая цель государства
отнюдь не в том, чтобы держать своих граждан в трепетной покорности, подавлять
частную инициативу и завоевывать земли других народов; но в том, чтобы организовывать и защищать родину на основе
права и справедливости, исходя из благородной глубины здорового правосознания.
Для этого государству дается власть и
авторитет; для этого ему предоставляется возможность воспитания и отбора лучших людей; для этого оно создает армию и флот. Этой цели государство и
призвано служить; а служить ей оно может только через преданное и верное
правосознание своих граждан.
Итак, государство
есть организованное общение людей, связанных между собою духовной солидарностью
и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою
патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками.
2. Его идея
В чем же состоит сущность государства? В чем его единая и объективная цель?
Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают, -
помимо своих различных и частных интересов и целей, - еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель,
ибо государство есть некая духовная
община.
Многие личные или частные интересы не
исчезают; они остаются, и граждане продолжают их преследовать. У каждого из них
свой интерес; каждый хлопочет о себе и для себя. Жизнь их остается частной жизнью. Они будут склонны
бороться друг с другом. И внутренняя установка их душ не сделается ни политической,
ни государственной. Ибо политика есть
солидарная деятельность ради единой и общей цели.
Без общего
интереса, без всеобщей (т.е. всем общей) цели, без солидарности – государство не может существовать.
Политическая цель – это та цель, про которую каждый гражданин может сказать: «Это моя цель»; и будет при этом прав;
и про которую он должен добавить: «Это не
только моя цель»; и про которую все граждане вместе и сообща могут
добавить: «Это наша общая цель»; и
будут при этом правы.
Сфера политического начинается там, где
все хотят одного и того же, и при том такого, что или у всех сразу будет или
чего у всех сразу не будет. Общность цели ведет к общности средств и путей: и
вот основа политической деятельности и политики создана.
Итак, общее достояние связывает всех между
собою: каждый нуждается во всех остальных, и все нуждаются в каждом. Здесь
возникает некая великая совместимость, которую можно описать
так.
1) Мы все хотим одного и того же, что
является для нас общим; и мы все знаем это друг про друга; и доверяем в этом
друг другу: мы связаны солидарностью.
2) Мы все нуждаемся друг в друге: мы
связаны этой нуждой друг с другом; от каждого идет нить отношения к каждому
другому и, кроме того, - нить отношения к нашему общему достоянию. Мы, что
называется, соотнесены друг с другом:
мы связаны коррелятивностью.
3) Мы все обязываемся друг перед другом
беречь друг друга и наше общее достояние: один за всех, все за одного; каждый
за общее и общее для всех; и эта связь взаимна
(мутуальна): мы связаны мутуальностью.
На этих основах – мы есьмы одно. Мы –
единая духовная и правовая община, управляющаяся единой верховной властью и
связанная единством жизни, творчества и исторической судьбы. Мы – государство.
3. О государственном правосознании
Для того, чтобы верно понять и обосновать
идею государства, необходимо, прежде всего, усмотреть душевный уклад здорового
государственного правосознания: это уклад творческий
и притом христианский.
Духовная солидарность граждан между собою
составляет реальную основу государства и политики. А это означает, что
государство надо понимать, как живую
систему братства, прямо соответствующую духу евангельского учения.
Призвание государства состоит в том, чтобы
при всяких условиях обращаться с каждым
гражданином как с духовно свободным и творческим центром сил, ибо труды и
создания этих духовных центров составляют живую ткань народной и
государственной жизни. Никто не должен быть исключен из государственной
системы защиты, заботы и содействия;
и в то же время все должны иметь возможность работать и творить по своей свободной творческой инициативе.
Государство не призвано опускаться до
частного интереса отдельного человека; но оно призвано возводить каждый духовно верный и справедливый интерес отдельного
гражданина в интерес всего народа и всего государства. Если государство это
делает или, по крайней мере, стремится к этому, то оно выполняет свое духовное
и христианское призвание, становится через это социальным государством и воспитывает этим своих граждан в духе христианской политики. И тогда оно
становится орудием всеобщей солидарности и гражданского братства.
* Ильин Иван Александрович (1882 – 1954) –
русский религиозный философ, публицист, политический мыслитель; выслан из СССР
в 1922 г. Считал, что государством должны править «лучшие люди страны», а
«демократия заслуживает признания и поддержки лишь постольку, поскольку она
осуществляет подлинную аристократию», отстаивающую всенародные интересы. Книга
«Путь духовного обновления» впервые была издана в Белграде в 1935 г.
** И.А. Ильин. Путь к очевидности. (Серия «Мыслители XX века»). М., 1993. С. 257-267. (Текст адаптирован).