Т. ГОББС[*]
Левиафан
(Избр. произв. В 2 т. М., 1964. Т.2. С. 196-197.)
[О договорном происхождении государства]
Такая общая власть, которая была бы
способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей,
причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при
которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в
довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения
всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством
голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для
установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или
собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал
себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам
или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и
признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение
воле и суждению носителя общего лица. Это больше, чем согласие или единодушие.
Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения,
заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, что если бы каждый
человек сказал каждому другому: я
уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право
управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое
право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество
людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством… Таково
рождение того Левиафана** или,
вернее, выражаясь более почтительно, того смертного
бога, которому мы под владычеством бессмертного
бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, данным
им каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц
пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый
этой силой и властью страх делает этого человека или собрание лиц способным
направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против
внешних врагов. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства,
которая нуждается в следующем определении: государство
есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем
взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо
могло использовать силу и средства всех их так, кА сочтет необходимым для их
мира и общей защиты.
[*] Гоббс Томас (1588 – 1679) –
английский философ и политический мыслитель; рассматривал государство не как
божественное установление, а как возникающий на основе общественного договора и
преодолевающий естественное состояние «войны всех против всех» союз граждан;
благо народа – высший закон государства, являющегося абсолютно суверенным (Основной
труд - «Левиафан»).
** Левиафан (др.-евр.) – в Библии – чудовищное морское животное; в перен. смысле – нечто огромное, ужасающее.