Ф. ЭНГЕЛЬС[*]
Происхождение семьи, частной
собственности и государства**
[О классовом происхождении государства]
Мы видим, таким образом, в греческом строе героической
эпохи еще в полной силе древнюю родовую организацию, но, вместе с тем, уже и
начало подрыва ее; мы видим здесь отцовское право с наследованием имущества
детьми, что благоприятствовало накоплению богатства в семье и усиливало семью в
противовес роду; обратное влияние имущественных различий на общественный строй
посредством образования первых зародышей наследственной знати и царской власти;
рабство, сперва одних только военнопленных, но уже открывающее возможность
порабощения собственных соплеменников и даже сородичей; начавшееся уже
вырождение древней войны племени против племени и систематический разбой на
суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокровищ, превращение этой войны
в регулярный промысел; одним словом, восхваление и почитание богатства как
высшего блага и злоупотребление древними родовыми учреждениями для оправдания
насильственного грабежа богатств. Не доставало еще только одного: учреждения,
которое не только обеспечивало бы вновь приобретенные богатства отдельных лиц
от коммунистических традиций родового строя, которое не только сделало бы
прежде столь мало ценившуюся частную собственность священной и это освящение
объявило бы высшей целью всякого человеческого общества, но и приложило бы
печать всеобщего общественного признания к развивающимся одна за другой новым
формам приобретения собственности, а значит, и непрерывно ускоряющемуся
накоплению богатств; не хватало учреждения, которое увековечило бы не только
начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на
эксплуатацию неимущих и господство первого над последним.
И такое учреждение появилось. Было изобретено
государство.
*
* *
Успехи движения за социальное
преобразование на континенте***
… Демократия, как и всякая другая форма правления,
должна в конечном итоге распасться: лицемерие не может быть долговечным,
скрытое в нем противоречие неизбежно выступит наружу; либо настоящее рабство,
то есть неприкрытый деспотизм, либо действительная свобода и действительное
равенство, то есть коммунизм.
[*] Энгельс Фридрих (1820-1895) – один из основоположников
философского, экономического и политического учения марксизма, идеолог
пролетарского движения, революционер.
** Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной
собственности и государства. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С. 108.
*** Энгельс Ф. Успехи движения за социальное преобразование на континенте. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1.С. 526.