КРАТКИЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Авангард – термин, обозначающий совокупность многообразных новаторских, бунтарских движений и направлений в художественной культуре 20 века. К характерным чертам большинства авангардных феноменов относятся: их осознанно-экспериментальный характер; революционно-разрушит. пафос относительно традиционного искусства и культуры; резкий протест против всего, что представлялось их создателям ретроградным, обывательским, “буржуазным”, – вплоть до отрицания самого искусства вообще.

Адаптация культурная – приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отд. индивидов к меняющимся природным и социальным условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации, норм и ценностей, образа жизни и отд. элементов картины мира.

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которого одна культура поглощается другой, обычно более развитой.

Аксиология (греч. axios – ценный) – философское учение о природе ценностей, их структуре и месте в социальной действительности.

Андеграунд (англ. underground подполье) – “подпольное”, “катакомбное” искусство, противопоставляющее себя официальному и/или общепринятому искусству.

Анимизм (от лат. anima – душа) – вера в души и духов.

Антропология – область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в мире.

Антропоморфизм (от греч. antropos – человек и morphe – вид, форма); “человекоподобие”. Перенесение присущих человеку свойств на природные явления и приписывание их мифическим существам. 

Артефакт (от лат. – искусственно сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект.

Архетип (греч. arche – начало и tupos образ) – первоначальный образ, прообраз. Архетипы составляют основу общечеловеческой символики, служат питательной почвой творческого воображения.

Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

Аудиовизуальная культура – область культуры, связанная с получившими широкое распространение совр. техн. способами записи и передачи изображения и звука (кино, ТВ, видео, системы мультимедиа).

Буддизм – религия, возникшая в Древней Индии в VIV вв. до н. э. Основателем считается принц Сиддхартха Гаутама, названный позднее Буддой (просветленным). В центре буддизма – “учение о четырех благородных истинах”: 1) жизнь – это страдание; 2) причина страданий – сама жизнь людей с ее желаниями и страстями; 3) избавиться от страданий можно, подавив в себе желания, для чего 4) человек должен следовать по пути, указанному Буддой: воздерживаться от лжи, клеветы, грубости; не наносить вреда не только людям, но и всему живому; жить честным трудом; иметь чистые помыслы (быть свободным от своекорыстия); обладать способностью к самоконтролю и полному отрешению – достижению нирваны. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа.

Вера – состояние предельной заинтересованности, психол. установка, мировоззренч. позиция, состоящие в признании безусловного существования и истинности чего-либо с такой решительностью, к-рая превышает убедительность фактич. и логич. доказательств и не зависит от них. Вера тесно связана с “верностью”, но не сводится к ней и сопровождается ею лишь после того, как Бог начинает пониматься в качестве личности.

Вестернизация (социально-культурная) – полная или частичная переориентация сообществ, исходно не принадлежавших к западной культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу стран Запада или заимствование отд. элементов зап. культуры, начинающих играть значимую роль в социокультурных процессах сообщества-реципиента.

Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения.

Воображение – способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии.

Гений – философско-эстетическое понятие, сформировавшееся в XVIXVIII вв. на основе древних представлении о “гении” – “духе” как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божественного двойника, хранителя, а также означающее врожденные (собственные, полученные при рождении от духа) способности, дарования.

Герменевтика (от греч. hermeneitike – истолковательное искусство) – традиция, теория и способы толкования многозначных текстов (напр., Библии и других древних произведений). В древне-греческой мифологии сын Зевса Гермес был вестником богов (“посредником” между богами и людьми).

Декаданс (от лат. decadentia – упадок) – общее название кризисных явлений европ. культуры, 2-й пол. XIX – нач. XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма.

Диффузия культурная – пространственное распространение культурных достижений одних обществ в другие.

Евразийство – идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции в 20-х гг. XX в. (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Г.В. Вернадский, Н.Н. Алексеев, В.Н. Ильин и др.), объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации.

Жизненный мир – термин, введенный Э. Гуссерлем, пытавшимся переосмыслить существующее отношение к миру и открыть сферу т.н. дотеоретического опыта. Жизненный мир – мир донаучной жизни с ее хаосом неупорядоченных созерцаний, с ее первичными обыденными структурами пространства-времени, догадками, суевериями и т.п.

Знак – материальный объект, выступающий в коммуникативном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. Знак является основным средством культуры.

Знание совокупный результат постижения сущностных основ природного и человеческого бытия, что отличает знание от мнения, довольствующегося отображением лишь внешних сторон бытия (явлений). 

Значение – один из основных элементов культуры, наряду с символом, обычаем, нормой, ценностью, смыслом; специфически культурное средство связи человека с окружающим миром через посредство знаков.

Золотое правило нравственности – одно из древнейших выражений морального закона: не делай другому того, чего не хочешь себе.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе.

Идеальный тип – теоретическая конструкция, создаваемая по принципу отнесения к ценности и представляющая определенный аспект (образ-схему) социальной реальности в специфическом своеобразии, логической непротиворечивости и рациональной правильности.

Идеаторность – способность человеческого сознания (индивидуального и общественного) творить и воспроизводить идеи. (К. Мегрелидзе).

Идол (от греч. eidolon) – букв. “маленькое изображение”; носитель защищающей силы, объект культового почитания.

Иероглифика – вольный перевод египетского оборота, означавшего “письмо слова Бога”. Сегодня служит для обозначения любых не буквенно-знаковых систем письменности (напр., китайской).

Инкультурация – процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и способов поведения.

Инновация – разработка, синтезирование новых идей, создание новых моделей действия, ценностей, политических программ, имеющих индивидуальный и неповторимый характер. Инновация как деяние (творческий акт) противоположна адаптации как приспособлению, освоению.

Интеграция культурная – состояние внутренней целостности культуры и согласованности между различными ее элементами, а также процесс, результатом которого является такое взаимосогласование.

Интеллигентность – свойство, функция личности в рамках определенного общества, выражающаяся в обостренном чувстве несовершенства социального мира, критическом к нему отношении.

Информационная культура – 1. Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе; 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения кумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации.

Информация – 1) любые сведения, сообщения, передаваемые посредством сигналов; 2) уменьшение неопределенности в результате передачи сведений, сообщений – в этом качестве информация противопоставляется энтропии.

Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на творческое воображение.

Ислам (мусульманство) – религия, возникшая в VII в. в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основатель ислама – Мухаммед, которого Аллах избрал своим “посланником”, пророком. Основа  ислама – строгий монотеизм, признание Корана вечной, несотворенной священной книгой, вера в воскресение мертвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и др. обрядов. Переносит поиски человеческого счастья на небо. Не признает разделение духовных и светских функций, закрепляя неразделенность духовной и светской власти, церкви и государства.

Катарсис – термин античной эстетики, означающий духовное очищение через сострадание героям трагедии. В религии – очищение от скверны.

Китч (нем. Kitchбезвкусица, англ. for the kitchen – “для кухни”) – явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором акцент делается на экстравагантности, крикливости внешнего облика, формы.   

Контркультура – понятие в совр. культурологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критич. отношение к совр. культуре и отвержение ее как “культуры отцов”.

Конформизм – мировосприятие и поведение человека, который некритически присоединяется к господствующим суждениям и поступкам.

Культ – совокупность обрядов почитания к.-л. бога или человека с целью снискать его расположение, получить помощь либо почтить его память.

Культура – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфич. функцию и модальность человеческого бытия.

Маргинальность культурная (от лат. край) – понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности групп и личностей, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены с разл. культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из к-рых они не интегрированы полностью.

Массовая культура – своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры, зарождается в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиц. обыденной культуры доиндустриального типа, развития техн. средств тиражирования и трансляции информации и т.п.

Ментальность, менталитет (лат. mentalis) – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад.

Миф (греч. mythos – сказание, предание) – рассказ, архаическое повествование о богах, духах (впоследствии о героях). Миф является исторически первой формой культуры, компенсируя недостаточность практического овладения природой через смысловое породнение с нею.

Модернизм – направление в искусстве конца XIX – нач. XX вв., противопоставлявшее себя классическому искусству прошлого, отвергавшее традицию внешнего подобия в искусстве, открывшее новые художественные средства (поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др.)

Мораль – нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к другим людям и обществу.

Нигилизм – полное отрицание принятых в обществе норм, принципов, законов, всего общепризнанного, полный скептицизм.

Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в которой разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития.

Нравственность – свод неписаных правил, определяющих благонравное поведение человека. Опирается на нравы, т.е. на добровольное соглашение людей, которые пытаются соотнести свои чувства и действия с жизненными установками других людей, с интересами всего общества.

Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности людей, которая воспроизводится  в обществе и является привычной для его членов.

Ойкумена – совокупность областей Земли, которые, по представлениям древних греков, были заселены человеком, культивированы.

Отчуждение – процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними.

Пантеизм – воззрение, в соответствии с которым Бог и мир одно и то же.

Парадигма совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач.

Пассионарность (от лат. passio) – страсть, неодолимое стремление людей к осуществлению своих идеалов (термин введен Л.Н. Гумилевым).

Постмодернизм – широкое культурное течение и умонастроение, которое несет на себе печать разочарования в идеалах Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, разум, безграничность человеч. возможностей. П. отмечен эсхатологич. настроениями, эстетич. мутациями, диффузией больших стилей, эклектич. смешением худож. языков, стремлением “включить” в совр. искусство весь опыт мировой худож. культуры, но лишь путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека.

Право – регулятивная система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, что отличает право, например, от морали.

Преемственность – основа связи настоящего, прошлого и будущего в культурном развитии; сохранение в новом ценных элементов старого.

Прекрасное – приятное качество нашего восприятия, противоположное ужасному; прекрасное нравится нам, не возбуждая страсти, желания обладать; доставляет нам «незаинтересованное удовольствие» (И. Кант).

Протестантизм – общее название христианских вероучений (лютеранства, кальвинизма, англиканства), возникших в XVI в. в ряде стран Европы в результате широкого антикатолического движения. Для протестантизма характерны: отрицание духовенства как посредника между Богом и мирянами, отказ от церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества. У протестантов нет культа богородицы, святых, икон.

Профанный (от лат. profanus) – непосвященный; буквально – “оскверняющий святыни”.

Религия – мировосприятие, одухотворенное верой в Бога, чувством связанности и долга перед ним и поклонением ему, как дарующему жизнь.

Ритуал – установленный порядок обрядовых церемониальных действий.

Рок-культура – явление молодежной субкультуры (контркультуры), возникшей в Англии и США в 60-х гг. прошлого века вокруг нового музыкального стиля и выражающей нонконформистский пафос.

Синергетика – наука о процессах самоорганизации в природе, обществе.

Сакральный – священный, святой, относящийся к религиозному культу.

Символ 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы; 2) любые предметы, действия и т.д., служащие условными обозначениями какого-либо образа, идеи.

Синкретизм – качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью ч.-л., например, деятельности и сознания.

Скептицизм – мировоззренческая позиция, характеризующаяся сомнением в существовании каких-либо надежных критериев истины.

Смысл – духовное образование, связывающее человека с внешним миром, элементы которого для него представляют к.-л. значение, интерес.

Субкультура – совокупность, норм, ценностей, идеалов, символов к.-л. социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом.

Сублимация – психический процесс преобразования и переключения импульсов аффективных влечений человека на социокультурные цели.

Табу система морально-религиозных запретов, нарушение которых, по представлениям древних людей, карается сверхъестественными силами.

Тотемизм – древнейшая форма первобытной религии, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или иной общины с к.-л. видом животных или растений.

Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п.

Универсалии культурные – черты, общие всем культурам народов мира (совместный труд, украшения тела, запреты кровосмешения, язык и некоторые другие).

Фетишизм (фр. fetiche – идол, талисман) – культ неодушевленных предметов, вера в сверхъестественную силу вещей, обожествление вещей.

Фольклор (англ. folk-lore – народная мудрость) – произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы и т. д.).

Функционализм один из основных методологических подходов в культурологии, заключающийся в рассмотрении общества как системы, состоящей из взаимосвязанных друг с другом элементов, выполняющих определенные функции по отношению к обществу как целому.

Хаос – от греч. chaos – зияющая бездна, наполненная туманом и мраком; беспредельная изначальная масса, из которой образовалось все сущее.

Харизма (греч. сharisma) – милость, благодать, божественный дар.

Христианство одна из трех мировых религий (наряду с исламом и буддизмом); возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи. Основано на вере в Иисуса Христа как богочеловека и спасителя мира.

Ценность – положительная значимость объектов окружающего мира (явлений, образов, идей, чувств и т.д.) для человека или общества, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в целостную социокультурную жизнедеятельность с ее интересами и целями.

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – 1) синоним культуры, в узком смысле – материальной культуры; 2) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры; 3) этап человеческого развития, следующий за дикостью и варварством.

Эзотерический – тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистике или магии).

Этика – система норм нравственного поведения людей и наука о морали.

Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление отношений между людьми.

Этос – обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм.

Язык – система знаков, с помощью которой совершается человеческое общение, мышление и самовыражение; средство развития культуры.

Язычество (церк.-слав. языцы – иноземные народы) традиционное обозначение нехристианских, в широком смысле – политеистических религий, боги которых олицетворяли стихии природы в различных идолах, в силу чего некоторые авторы считают языческие религии нетеистическими (образец языческого творчества – «Слово о полку Игореве»).