КРАТКИЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Авангард – термин, обозначающий совокупность многообразных
новаторских, бунтарских движений и направлений в художественной культуре 20
века. К характерным чертам большинства авангардных феноменов относятся: их
осознанно-экспериментальный характер; революционно-разрушит. пафос относительно
традиционного искусства и культуры; резкий протест против всего, что
представлялось их создателям ретроградным, обывательским, “буржуазным”, –
вплоть до отрицания самого искусства вообще.
Адаптация культурная – приспособление
человеческих сообществ, социальных групп и отд. индивидов к меняющимся
природным и социальным условиям жизни посредством изменения стереотипов
сознания и поведения, форм социальной организации, норм и ценностей, образа
жизни и отд. элементов картины мира.
Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которого одна культура
поглощается другой, обычно более развитой.
Аксиология (греч. axios – ценный) – философское
учение о природе ценностей, их структуре и месте в социальной действительности.
Андеграунд (англ. underground – подполье)
– “подпольное”, “катакомбное” искусство, противопоставляющее себя официальному
и/или общепринятому искусству.
Анимизм (от лат. anima – душа) – вера в души и
духов.
Антропология
– область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные
проблемы существования человека в мире.
Антропоморфизм (от греч. antropos – человек и morphe – вид, форма);
“человекоподобие”. Перенесение присущих человеку свойств на природные явления и
приписывание их мифическим существам.
Артефакт (от лат. – искусственно
сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект.
Архетип (греч. arche – начало и tupos – образ) – первоначальный
образ, прообраз. Архетипы составляют основу общечеловеческой символики, служат
питательной почвой творческого воображения.
Ассимиляция – процесс, в результате
которого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначальную культуру и
усваивают культуру другой этнич. группы, с которой они находятся в
непосредственном контакте.
Аудиовизуальная культура – область культуры,
связанная с получившими широкое распространение совр. техн. способами записи и
передачи изображения и звука (кино, ТВ, видео, системы мультимедиа).
Буддизм –
религия, возникшая в Древней Индии в VI – V
вв. до н. э. Основателем считается принц Сиддхартха Гаутама, названный позднее
Буддой (просветленным). В центре буддизма – “учение о четырех благородных
истинах”: 1) жизнь – это страдание; 2) причина страданий – сама жизнь людей с
ее желаниями и страстями; 3) избавиться от страданий можно, подавив в себе
желания, для чего 4) человек должен следовать по пути, указанному Буддой:
воздерживаться от лжи, клеветы, грубости; не наносить вреда не только людям, но
и всему живому; жить честным трудом; иметь чистые помыслы (быть свободным от
своекорыстия); обладать способностью к самоконтролю и полному отрешению –
достижению нирваны. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа
и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа.
Вера – состояние предельной
заинтересованности, психол. установка, мировоззренч. позиция, состоящие в
признании безусловного существования и истинности чего-либо с такой
решительностью, к-рая превышает убедительность фактич. и логич. доказательств и
не зависит от них. Вера тесно связана с “верностью”, но не сводится к ней и
сопровождается ею лишь после того, как Бог начинает пониматься в качестве
личности.
Вестернизация (социально-культурная) –
полная или частичная переориентация сообществ, исходно не принадлежавших к
западной культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу стран
Запада или заимствование отд. элементов зап. культуры, начинающих играть
значимую роль в социокультурных процессах сообщества-реципиента.
Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами
среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и
испытывая при этом реальные ощущения.
Воображение – способность мысленного
представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии.
Гений – философско-эстетическое
понятие, сформировавшееся в XVI – XVIII вв. на основе древних
представлении о “гении” – “духе” как приданном человеку в качестве выражающего
его личность и судьбу божества, божественного двойника, хранителя, а также
означающее врожденные (собственные, полученные при рождении от духа)
способности, дарования.
Герменевтика (от греч. hermeneitike – истолковательное
искусство) – традиция, теория и способы толкования многозначных текстов (напр.,
Библии и других древних произведений). В древне-греческой
мифологии сын Зевса Гермес был вестником богов (“посредником” между богами и
людьми).
Декаданс (от лат. decadentia – упадок) – общее название
кризисных явлений европ. культуры, 2-й пол. XIX – нач. XX вв.,
отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями
индивидуализма.
Диффузия культурная – пространственное
распространение культурных достижений одних обществ в другие.
Евразийство – идейное и
общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции в 20-х гг. XX в.
(Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Г.В. Вернадский, Н.Н.
Алексеев, В.Н. Ильин и др.), объединенное концепцией русской культуры как
неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным
соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу
и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому.
Европоцентризм – культурфилософская и
мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным
укладом является центром мировой культуры и цивилизации.
Жизненный мир – термин, введенный Э. Гуссерлем, пытавшимся переосмыслить
существующее отношение к миру и открыть сферу т.н. дотеоретического опыта.
Жизненный мир – мир донаучной жизни с ее хаосом неупорядоченных созерцаний, с
ее первичными обыденными структурами пространства-времени, догадками,
суевериями и т.п.
Знак – материальный объект,
выступающий в коммуникативном процессе аналогом другого объекта (предмета,
свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. Знак является основным
средством культуры.
Знание – совокупный результат постижения сущностных основ природного и
человеческого бытия, что отличает знание от мнения, довольствующегося
отображением лишь внешних сторон бытия (явлений).
Значение – один из основных элементов культуры, наряду с символом, обычаем, нормой, ценностью, смыслом;
специфически культурное средство связи
человека с окружающим миром через посредство знаков.
Золотое правило нравственности – одно из древнейших выражений морального закона: не
делай другому того, чего не хочешь себе.
Игра – вид непродуктивной
деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе.
Идеальный тип –
теоретическая конструкция, создаваемая по принципу отнесения к ценности и представляющая определенный аспект
(образ-схему) социальной реальности в специфическом своеобразии, логической
непротиворечивости и рациональной правильности.
Идеаторность – способность человеческого сознания (индивидуального и общественного)
творить и воспроизводить идеи. (К.
Мегрелидзе).
Идол (от
греч. eidolon) – букв. “маленькое изображение”; носитель
защищающей силы, объект культового почитания.
Иероглифика – вольный перевод египетского оборота, означавшего “письмо слова
Бога”. Сегодня служит для обозначения любых не буквенно-знаковых систем
письменности (напр., китайской).
Инкультурация – процесс приобщения
индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и способов
поведения.
Инновация – разработка, синтезирование новых идей, создание новых моделей
действия, ценностей, политических программ, имеющих индивидуальный и
неповторимый характер. Инновация как деяние (творческий акт) противоположна
адаптации как приспособлению, освоению.
Интеграция культурная – состояние внутренней целостности культуры и
согласованности между различными ее элементами, а также процесс, результатом
которого является такое взаимосогласование.
Интеллигентность – свойство, функция личности в рамках определенного общества,
выражающаяся в обостренном чувстве несовершенства социального мира, критическом
к нему отношении.
Информационная культура – 1. Совокупность норм, правил и стереотипов
поведения, связанных с информационным обменом в обществе; 2. Понятие,
характеризующее культуру с точки зрения кумулируемой, обрабатываемой и транслируемой
в ее рамках информации.
Информация –
1) любые сведения, сообщения, передаваемые посредством сигналов; 2) уменьшение
неопределенности в результате передачи сведений, сообщений – в этом качестве
информация противопоставляется энтропии.
Искусство – форма культуры, связанная
со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом
ключе при опоре на творческое воображение.
Ислам (мусульманство)
– религия, возникшая в VII
в. в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основатель ислама – Мухаммед,
которого Аллах избрал своим “посланником”, пророком. Основа ислама – строгий монотеизм, признание Корана
вечной, несотворенной священной книгой, вера в воскресение мертвых и в конец
света, соблюдение молитвы, поста и др. обрядов. Переносит поиски человеческого
счастья на небо. Не признает разделение духовных и светских функций, закрепляя
неразделенность духовной и светской власти, церкви и государства.
Катарсис –
термин античной эстетики, означающий духовное очищение через сострадание героям
трагедии. В религии – очищение от скверны.
Китч
(нем. Kitch –
безвкусица,
англ. for the kitchen – “для кухни”) – явление массовой
культуры, синоним псевдоискусства, в котором акцент делается на
экстравагантности, крикливости внешнего облика, формы.
Контркультура
– понятие в совр. культурологии; используется для обозначения социокультурных
установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в
конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х
гг., отражающей критич. отношение к совр. культуре и отвержение ее как
“культуры отцов”.
Конформизм – мировосприятие и поведение человека, который
некритически присоединяется к господствующим суждениям и поступкам.
Культ – совокупность обрядов почитания к.-л. бога или
человека с целью снискать его расположение, получить помощь либо почтить его
память.
Культура – совокупность
искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным,
заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний,
образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.
Культурология
– наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и
обществе и изучающая культуру
как целостность, как специфич. функцию и модальность человеческого бытия.
Маргинальность культурная (от лат. край) – понятие, характеризующее
положение и особенности жизнедеятельности групп и личностей, чьи установки,
ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены с разл.
культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из
к-рых они не интегрированы полностью.
Массовая культура – своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры,
зарождается в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации,
трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей
грамотности населения, деградации многих форм традиц. обыденной культуры
доиндустриального типа, развития техн. средств тиражирования и трансляции
информации и т.п.
Ментальность, менталитет (лат. mentalis) – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад.
Миф (греч.
mythos – сказание, предание) – рассказ, архаическое
повествование о богах, духах (впоследствии о героях). Миф является исторически
первой формой культуры, компенсируя недостаточность практического овладения
природой через смысловое породнение с нею.
Модернизм – направление в искусстве конца XIX – нач. XX вв.,
противопоставлявшее себя классическому искусству прошлого, отвергавшее традицию
внешнего подобия в искусстве, открывшее новые художественные средства (поток
сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др.)
Мораль – нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей по
отношению к другим людям и обществу.
Нигилизм – полное отрицание принятых в обществе норм, принципов, законов, всего
общепризнанного, полный скептицизм.
Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в которой разумная
человеческая деятельность становится главным фактором развития.
Нравственность – свод неписаных правил, определяющих благонравное поведение человека.
Опирается на нравы, т.е. на добровольное соглашение людей, которые пытаются
соотнести свои чувства и действия с жизненными установками других людей, с
интересами всего общества.
Обычай – воспринятая из прошлого
форма социальной регуляции деятельности людей, которая воспроизводится в обществе и является привычной для его
членов.
Ойкумена – совокупность областей Земли, которые, по представлениям древних
греков, были заселены человеком, культивированы.
Отчуждение – процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности,
а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и
господствующее над ними.
Пантеизм – воззрение, в соответствии с которым Бог и мир одно и то же.
Парадигма – совокупность теоретических
и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и
являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач.
Пассионарность (от лат. passio) – страсть, неодолимое
стремление людей к осуществлению своих идеалов (термин введен Л.Н. Гумилевым).
Постмодернизм –
широкое культурное течение и умонастроение, которое несет на себе печать
разочарования в идеалах Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, разум,
безграничность человеч. возможностей. П.
отмечен эсхатологич. настроениями, эстетич. мутациями, диффузией больших
стилей, эклектич. смешением худож. языков, стремлением “включить” в совр.
искусство весь опыт мировой худож. культуры, но лишь путем ее ироничного
цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса
выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду
обитания человека.
Право – регулятивная система социальных норм и отношений,
охраняемых силой государства, что отличает право, например, от морали.
Преемственность – основа связи настоящего, прошлого и будущего в культурном развитии;
сохранение в новом ценных элементов старого.
Прекрасное – приятное качество нашего восприятия, противоположное ужасному;
прекрасное нравится нам, не возбуждая страсти, желания обладать; доставляет нам
«незаинтересованное удовольствие» (И. Кант).
Протестантизм – общее название христианских вероучений (лютеранства, кальвинизма,
англиканства), возникших в XVI в. в ряде стран Европы в
результате широкого антикатолического движения. Для протестантизма характерны:
отрицание духовенства как посредника между Богом и мирянами, отказ от церковной
иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества. У протестантов нет культа
богородицы, святых, икон.
Профанный (от лат. profanus) – непосвященный; буквально – “оскверняющий святыни”.
Религия – мировосприятие, одухотворенное верой в Бога, чувством связанности и
долга перед ним и поклонением ему, как дарующему жизнь.
Ритуал – установленный порядок обрядовых церемониальных действий.
Рок-культура – явление молодежной
субкультуры (контркультуры), возникшей в Англии и США в 60-х гг. прошлого века
вокруг нового музыкального стиля и выражающей нонконформистский пафос.
Синергетика – наука о процессах самоорганизации в природе, обществе.
Сакральный – священный, святой, относящийся к религиозному культу.
Символ – 1) условный вещественный опознавательный знак для
членов определенной общественной группы; 2) любые предметы, действия и т.д.,
служащие условными обозначениями какого-либо образа, идеи.
Синкретизм – качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся
нерасчлененностью ч.-л., например, деятельности и сознания.
Скептицизм – мировоззренческая позиция, характеризующаяся сомнением в
существовании каких-либо надежных критериев истины.
Смысл –
духовное образование, связывающее человека с внешним миром, элементы которого
для него представляют к.-л. значение, интерес.
Субкультура – совокупность, норм, ценностей, идеалов, символов к.-л. социальной
группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом.
Сублимация – психический процесс преобразования и переключения импульсов
аффективных влечений человека на социокультурные цели.
Табу – система морально-религиозных запретов, нарушение которых, по
представлениям древних людей, карается сверхъестественными силами.
Тотемизм – древнейшая форма первобытной религии, основанная на вере в
сверхъестественную кровную связь представителей той или иной общины с к.-л.
видом животных или растений.
Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение
обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п.
Универсалии культурные – черты,
общие всем культурам народов мира (совместный труд, украшения тела, запреты
кровосмешения, язык и некоторые другие).
Фетишизм (фр. fetiche – идол,
талисман) – культ неодушевленных предметов, вера в сверхъестественную силу
вещей, обожествление вещей.
Фольклор (англ. folk-lore – народная мудрость) – произведения устного народного
творчества (былины, сказки, частушки, пословицы и т. д.).
Функционализм – один из
основных методологических подходов в культурологии,
заключающийся в рассмотрении общества как системы, состоящей из взаимосвязанных
друг с другом элементов, выполняющих определенные функции по отношению к
обществу как целому.
Хаос – от греч. chaos – зияющая бездна, наполненная туманом и мраком;
беспредельная изначальная масса, из которой образовалось все сущее.
Харизма (греч. сharisma) – милость, благодать, божественный
дар.
Христианство – одна из трех
мировых религий (наряду с исламом и буддизмом); возникло в 1 в. н. э. в
восточной части Римской империи. Основано на вере в Иисуса Христа как
богочеловека и спасителя мира.
Ценность –
положительная значимость объектов окружающего мира (явлений, образов, идей,
чувств и т.д.) для человека или общества, определяемая не их свойствами самими
по себе, а их вовлеченностью в целостную социокультурную жизнедеятельность с ее
интересами и целями.
Цивилизация (от лат. civilis –
гражданский, государственный) – 1) синоним культуры, в узком смысле –
материальной культуры; 2) уровень, ступень развития материальной и духовной
культуры; 3) этап человеческого развития, следующий за дикостью и варварством.
Эзотерический – тайный,
скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах,
мистике или магии).
Этика – система
норм нравственного поведения людей и наука о морали.
Этикет –
совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление отношений между
людьми.
Этос – обобщенная
характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе
господствующих ценностей и норм.
Язык – система
знаков, с помощью которой совершается человеческое общение, мышление и
самовыражение; средство развития культуры.
Язычество (церк.-слав.
языцы
– иноземные народы) – традиционное
обозначение нехристианских, в широком смысле – политеистических религий, боги
которых олицетворяли стихии природы в различных идолах, в силу чего некоторые
авторы считают языческие религии нетеистическими (образец языческого творчества
– «Слово о полку Игореве»).