Е.Д. КЛЕМЕНТЬЕВ

ЗНАНИЕ И ВЕРА - ПОЛЯРНЫЕ НАЧАЛА КУЛЬТУРЫ

 

1. Выдающийся немецко-израильский мыслитель Мартин Бубер в своем раннем (1923 г.), ныне ставшем классикой трактате “Я и Ты” вводит дихотомию “Я-Оно” и “Я-Ты” для обозначения изначальной соотнесенности человека с миром. В первом случае речь идет об обстоятельствах и средствах его телесной жизни. Это - мир безмолвия, духовного вакуума (“Оно”), его феномены (“тела”) - всего лишь предмет пользования и владения. Духовность, или, по Буберу, “мир отношений”, воссоздается связкой “Я-Ты”, их диалоговым соприкосновением. “Дух, подчеркивает он, - не в Я, он между Я и Ты.” Г. Марсель воспроизводит данную дихотомию с помощью простых слов-символов “иметь” и “быть”. “Это, - поясняет Г. Померанц, - два фундаментальных отношения человека к миру: для физического существования надо иметь, для духовного - быть.” Суть дихотомии - чтобы иметь, надо знать (телесный мир), а чтобы быть, надо верить (в духовность, не сводимую без остатка к телесному). С ее проявления (в древнем мире) идет отсчет современности. Это подлинная “ось мировой истории”.

2. Осью мировой истории Гегель называет, следуя восходящей к Авгус­тину традиции, “Явление Христа”. Итоги критического переос­мысления этой европоцентристской по сути своей концепции подвел К.Ясперс: “самый резкий поворот в истории” приведший к возник­новению, в числе прочего, и христианства, произошел (вполне автономно в пяти регионах Евразии - Греции, Иране, Индии, Китае и Палестине) “между 800 и 200 гг. до н.э.”, в так называемое “осевое время”. Речь идет об одухотворении человеческого бытия. Выделяются предельно обобщающие и максимально дистанцированные от бренной житейской суеты идеализации - идеи. Идеи ориентируют человека на должное. Он обретает свойство духовной личности, располагающей способностью жить и действовать, исходя из идей и во имя идей. Обобщающий итог осевого времени - наработка основополагающих ориентиров и инструментов интеллектуально-духовного самоутверждения человека.

3. Процесс одухотворения тесно взаимоувязан с глубокими метамор­фозами первобытной мифологии. Преодолевается ее вращенность в прак­тику. По мере устранения магии мифы обретают свойство символических намеков на суть и смыслы всего происходящего. Их осмысление и переосмысление - исток осевых идей. Крепнущий в ходе этой работы интеллект размывает свойственный мифу синкретизм, неразличимую сплавленность космического и земного, природного и человеческого, телесного и духовного, рационального и иррационального. Обобщающий итог - вычленение полярных - телесного и духовного - начал бытия осевого человека. В глубинах сознания - ориентации в телесном мире, прорастает самознание - ориентация, посредством внутреннего диалога (рефлексии) в духовном, населенном идеями мире.

4. Посредством идей и в форме идей осевые мыслители выстраивают универсальное, “свободное от всяких практических интересов” (Э. Гус­серль) интелллектуально-духовное отношение ко всему сущему. Оно реализуется, в силу двойственной (и телесной, и духовной) природы человека двумя радикально расходящимися путями, с помощью рационального знания и иррациональной веры. Первый путь проложила философия, второй - религии спасения. Именно в границах философии утверждается “теоретическая установка” - мысленного, “глазами ума”, рассмотрения сущности телесного мира, ориентированного, так или иначе, на его превращение в способы и средства, “технику жизни”, предмет владения и пользования (“Оно”). Это - культура зрения, глаза, умения, власти над природой. Религии спасения базируются на самопознании, открывающем божественное “Ты” как внетелесное основание собственной духовности. Они нацелены на уяснение блага. Это культура слуха, симво­лического (сквозь призму духовности) мировосприятия, конечных целей и смыслов человеческого существования, или, по определению А.Уайтхеда, - “высокой надежды”.

5. Философия (“знать, чтобы иметь”) и религия (“верить, чтобы быть”), отвечающие, соответственно, на вопросы “как жить?” и “зачем жить?” выступают взаимодополняющими полюсами осевых культур, из которых органично произрастает современность. Однако, не являются ли, спрашивается, философия и религия всего лишь строительными лесами, которые делаются излишними и отбрасываются, поскольку воздвигнуто монументальное здание техноцивилизации? Или они представляют собой прочную духовную арматуру, без и вне которой это здание рано или поздно рассыплется. Автор с полной ответственностью разделяет вторую позицию.