МИФИ-1998
А.А.
ПОСКРЯКОВ
ИННОВАТИКА:
НАУКА И
УЧЕБНЫЙ
ПРЕДМЕТ
Становление
инноватики
как
мультидисциплинарной
области
научного
знания
прежде всего
было связано
с возросшими
потребностями
научно-технического
и социально-экономического
развития
индустриальных
стран во
второй
половине XX
века. Особое
влияние на
становление
инноватики
оказали
потребности
развития
техники,
развитие
системного
анализа,
теории
организаций
и управления,
кибернетики,
новейших
информационных
и социальных
технологий.
Инноватика
интегрировала
многие идеи
теории
модернизации,
социально-философских
и
культурологических
доктрин,
социологии,
общей и
социальной
психологии,
акмеологии.
В
последние
полтора-два
десятилетия
сложились (прежде
всего на
Западе)
специальные
области
науки и
практики –
инновационное
предпринимательство
и
инновационный
менеджмент,
что во многом
связано с
переходом
большинства
развитых
стран в
режиме так
называемых «быстрых
экономик».
Важнейшими
признаками
такого типа
экономического
развития и
являются
уникальность,
неповторимость
и постоянное
обновление
производства
и многих
социальных
институтов.
Современная
экономика и
вся
преобразующая
деятельность
приобретают
все более
инновационный
характер.
Это,
в частности,
означает, что
материальные
(вещественные)
факторы
производства
все чаще
перестают
быть
главными,
поскольку
устаревают
каждые 5-10 лет.
Дополнительный
импульс
этому
процессу
придает
широкомасштабная
глобальная
информатизация
всей
общественной
(экономической,
культурной)
жизни.
В
этих
условиях
главным
фактором
обновления
производства
становится
человек-профессионал
с его
интеллектуальными
и
творческими
возможностями,
а вложение
капитала в
подготовку
такого
человека-профессионала,
в свою
очередь,
оказывается
одним из
наиболее
выгодных
направлений
инвестиционной
политики.
Нововведение
(как процесс и
результат)
большинством
авторов
рассматривается
в инноватике
как
целенаправленное
изменение,
приводящее к
качественной
трансформации
той или иной
системы.
Одним
из наиболее
эвристически
перспективных
подходов к
исследованию
теоретических
и
практических
проблем
инновативной
культуры
представляется
так
называемый «деятельностный
подход»,
который
раскрывает
предпосылки (генезис),
механизмы,
закономерности
и
прогнозируемые
результаты
инновационной
активности
человека и
общества в
пределах
социокультурных
и
социотехнических
систем
различного
уровня. Такой
подход
позволяет
рассматривать
инновативность
как особый
атрибут в
логико-объектной
триаде «предмет
– отношение –
деятельность».
«Предмет».
Здесь
определяется
зависимость
инновативного
изменения (его
содержания,
характера,
направленности)
от специфики
самого
предмета
этого
изменения
и его
инфраструктуры
(техника,
услуга,
культурный
образец,
научная
концепция,
организационная
модель). В
результате
таких
исследований
внедряются
различные
инновационные
технологии. В
структуре
инноватики
данный
раздел
обозначается
как «отраслевая
инноватика» (в
том числе «киберинноватика»).
«Отношение».
Здесь
раскрываются
инновационные
взаимодействия
и
взаимоотношения
(в их
экономическом,
юридическом,
моральном,
культурологическом
аспектах)
между
различными
субъектами
экономической,
политической
и культурно-духовной
деятельности:
поколениями,
социальными
группами и
общностями (в
том числе
религиозно-этническими),
«пассионариями»
и «субпассионариями»,
элитами и
массой,
физическими
и
юридическими
лицами и т.д.
Исследуются «инновационная
дееспособность»
(«недееспособность»)
индивидов,
коллективов,
а также
общества в
целом в
конкретном
институциональном
контексте. В
структуре
инноватики
данный
раздел может
быть
обозначен
как «социология
инноватики».
«Деятельность».
Здесь по
преимуществу
рассматриваются
содержание,
структура и
типы
инновационной
активности
личности как
субъекта
творческой
деятельности
в их
взаимосвязи
с
психологическими
характеристиками
человека.
Необходимость
повышения
инновативной
культуры
ставит
задачу
эффективного
использования
инноватикой
достижений
психологии
творчества и
создание
своей базы
статистических
данных.
Обозначение
этого
раздела: «психология
инноватики».