МИФИ-1998

А.А. ПОСКРЯКОВ

ИННОВАТИКА: НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

 

Становление инноватики как мультидисциплинарной области научного знания прежде всего было связано с возросшими потребностями научно-технического и социально-экономического развития индустриальных стран во второй половине XX века. Особое влияние на становление инноватики оказали потребности развития техники, развитие системного анализа, теории организаций и управления, кибернетики, новейших информационных и социальных технологий. Инноватика интегрировала многие идеи теории модернизации, социально-философских и культурологических доктрин, социологии, общей и социальной психологии, акмеологии.

В последние полтора-два десятилетия сложились (прежде всего на Западе) специальные области науки и практики инновационное предпринимательство и инновационный менеджмент, что во многом связано с переходом большинства развитых стран в режиме так называемых быстрых экономик. Важнейшими признаками такого типа экономического развития и являются уникальность, неповторимость и постоянное обновление производства и многих социальных институтов. Современная экономика и вся преобразующая деятельность приобретают все более инновационный характер.

Это, в частности, означает, что материальные (вещественные) факторы производства все чаще перестают быть главными, поскольку устаревают каждые 5-10 лет. Дополнительный импульс этому процессу придает широкомасштабная глобальная информатизация всей общественной (экономической, культурной) жизни.

В этих условиях главным фактором обновления производства становится человек-профессионал с его интеллектуальными и творческими возможностями, а вложение капитала в подготовку такого человека-профессионала, в свою очередь, оказывается одним из наиболее выгодных направлений инвестиционной политики.

Нововведение (как процесс и результат) большинством авторов рассматривается в инноватике как целенаправленное изменение, приводящее к качественной трансформации той или иной системы.

 

Одним из наиболее эвристически перспективных подходов к исследованию теоретических и практических проблем инновативной культуры представляется так называемый деятельностный подход, который раскрывает предпосылки (генезис), механизмы, закономерности и прогнозируемые результаты инновационной активности человека и общества в пределах социокультурных и социотехнических систем различного уровня. Такой подход позволяет  рассматривать инновативность как особый атрибут в логико-объектной триаде предмет отношение деятельность.

Предмет. Здесь определяется зависимость инновативного изменения (его содержания, характера, направленности) от специфики самого предмета этого изменения  и его инфраструктуры (техника, услуга, культурный образец, научная концепция, организационная модель). В результате таких исследований внедряются различные инновационные технологии. В структуре инноватики данный раздел обозначается как отраслевая инноватика (в том числе киберинноватика).

Отношение. Здесь раскрываются инновационные взаимодействия и взаимоотношения (в их экономическом, юридическом, моральном, культурологическом аспектах) между различными субъектами экономической, политической и культурно-духовной деятельности: поколениями, социальными группами и общностями (в том числе религиозно-этническими), пассионариями и субпассионариями, элитами и массой, физическими и юридическими лицами и т.д. Исследуются инновационная дееспособность (недееспособность) индивидов, коллективов, а также общества в целом в конкретном институциональном контексте. В структуре инноватики данный раздел может быть обозначен как социология инноватики.

Деятельность. Здесь по преимуществу рассматриваются содержание, структура и типы инновационной активности личности как субъекта творческой деятельности в их взаимосвязи с психологическими характеристиками человека. Необходимость повышения инновативной культуры ставит задачу эффективного использования инноватикой достижений психологии творчества и создание своей базы статистических данных. Обозначение этого раздела: психология инноватики.